Россия опять в игре на рынке вооружений

Россия опять в игре на рынке вооружений

Россия опять в игре на рынке вооружений

Для России это прекрасный бизнес, вот только список потенциальных клиентов сомнителен: поставки получают Венесуэла, Иран и Китай.

В течение многих десятилетий США и СССР вели ожесточенную битву за мировое влияние, поставляя военные самолеты, ракеты и танки противоборствующим сторонам в конфликтах по всему миру. Но после распада Советского Союза в 1991 году настал кризис и в российской индустрии вооружений. Сегодня Россия снова вернулась на этот рынок, получая многочисленные заказы от самых разных государств. «Сегодня многие страны хотят покупать наше оружие», — говорит Виктор Литовкин, заместитель редактора российского «Независимого военного обозрения».
Для президента Владимира Путина оживление оборонного экспорта — хороший способ повысить авторитет России в мире. По его мнению, это ещё и хороший бизнес. С момента прихода Путина к власти в 2001 году продажи российского оружия постоянно увеличивались. В этом году показатели экспортных продаж должны составить примерно 7,5 млрд. долларов. На сегодняшний день Россия  — второй по значимости экспортер оружия в мире после США, которые лишь за прошедший год продали вооружений на сумму 21 млрд. долларов.
Однако список кремлевских клиентов вызывает у Вашингтона сильное удивление. Так, к примеру, в январе российская компания «Рособоронэкспорт» поставила Ирану 29 зенитно-ракетных комплексов «Тор М-1». Стоимость этой сделки составила 700 млн. долларов. Благодаря этому, Иран смог укрепить свою противовоздушную оборону как раз в тот период, когда США пытались добиться более жестких санкций от ООН в отношении этой страны, которая не желала выполнять международные требования и не собиралась отказываться от своей ядерной программы.
А президент Венесуэлы Уго Чавес, чей антиамериканский настрой ни для кого не секрет, в прошлом году заказал у России 100 тысяч автоматов Калашникова, 24 истребителя Су-30 и 53 военных вертолета. Стоимость контракта составила 3 млрд. долларов.  
Госдепартамент США возражал против обеих сделок, равно как и против экспорта российского оружия в Сирию. Чтобы выразить свое недовольство, Вашингтон даже запретил деятельность на американском рынке «Рособоронэкспорта» и других российских компаний, чья деятельность связана с продажей вооружений. Российские компании не имели права подписывать контракты с американскими партнерами. Соединенные Штаты встревожены тем, что российское оружие через Иран или Сирию может в конечном итоге оказаться в руках иракских повстанцев или террористических группировок вроде  «Хезболла» или «Хамас».
«Для нас главный вопрос — является ли Россия нашим партнером или нет. И все чаще мы получаем отрицательный ответ», — говорит Эндрю Кучинс, представитель администрации Буша и директор российской программы в вашингтонском Центре стратегических и международных исследований.
Россия утверждает, что продает Сирии и Ирану исключительно оборонительное вооружение, таким образом, международные санкции на эти продажи не распространяются. «Для России это бизнес, а не политическое решение», — говорит г-н Литовкин. В свою очередь, представители оборонной промышленности подчеркивают, что их самыми крупными клиентами являются Китай и Индия. На долю этих двух стран приходится 70% доходов от экспорта оружия с 2001 года.
Связи Москвы с Индией в военной отрасли очень давние, они начались еще в эпоху Холодной войны. А вот доступ на китайский рынок Россия получила отчасти благодаря тому, что США и ЕС запретили своим компаниям продавать оружие в Китай после резни на площади Тяньаньмэнь в 1989 году. В октябре прошлого года Китай подписал миллиардный контракт на покупку российских ракетных пусковых установок С-300. В феврале Индия купила 40 истребителей Су-30 за 1,6 млрд. долларов.
Во многом своим столь резким подъёмом российский оборонный экспорт обязан именно «Сухому» — на его истребители приходится примерно четверть от общего числа продаж. Последняя модель истребителя Су-30-МКИ оборудована французской и израильской электроникой и стоит около 50 млн. долларов, т.е. на треть меньше, чем американский аналог F-16.
«Это самый ценный бриллиант в короне российско-советской авиационной промышленности», — хвастается Вадим Разумовский, зам. генерального директора компании «Сухой», которая занимается разработкой и производством самолетов. «Рособоронэкспорт» не только усовершенствовал наиболее популярные модели, включая самолеты марки «Сухой» и подводные лодки класса «Кило», но и ввел ряд новшеств в свою тактику продаж за последние годы. Например, клиентам предлагаются контракты на финансирование и долгосрочное обслуживание российской техники.
Теперь Россия надеется закрепить свой успех в Венесуэле и заполучить львиную долю на латиноамериканском рынке. Через несколько месяцев после того, как Чавес подписал контракт в июле прошлого года, 10 истребителей Су-27 приобрела и Мексика за 410 млн. долларов. Сейчас «Рособоронэкспорт» также активно обхаживает Аргентину, надеясь продать ей вертолеты и противоракетное оборудование. Нравится ли это Белому дому или нет, но США придется смириться с мыслью, что россияне ведут бойкую торговлю оружием на их заднем дворе.

Собственный перевод

Оценить статью
(0)