Казахстан проложит новый нефтеэкспортный маршрут по Каспию

Казахстан проложит новый нефтеэкспортный маршрут по Каспию

Казахстан проложит новый нефтеэкспортный маршрут по Каспию

В полном соответствии со своей стратегией диверсификации нефтеэкспортных маршрутов, Казахстан предпринимает шаги, призванные расширить экспортные возможности страны путем поставки нефти в страны Запада по Каспийскому морю.
Центральным звеном планов по расширению экспортного потенциала стала Мангистауская область в Западном Казахстане, которую окаймляет Каспийское море. Но сегодня мало кто на пыльных улочках Курыка — города с населением 12 тыс. жителей — отдает себе отчет в том, что этот глубоководный залив с бирюзовой водой вскоре может превратиться в одну из главных линий поставки энергоресурсов на рынки Запада.
Если все пойдет по плану, примерно через четыре года будущий порт в Курыке, находящийся примерно в 70 км к югу от областного центра Актау, сможет ежедневно отправлять на север до 500 тыс. баррелей нефти, добываемой в Атырауской области. Отсюда нефть будет переправляться через Каспий в Азербайджан для последующей транспортировки по уже существующему нефтепроводу Баку-Тбилиси-Джейхан.
Хотя
в последние месяцы и велось много разговоров о строительстве подводных нефтепроводов, которые напрямую соединят Азербайджан, Казахстан и Туркменистан, казахстанские власти пока не склонны рассчитывать на эти экспортные маршруты, полагая, что те не скоро станут реальностью. Одновременно с этим, власти активно занимаются поиском новых путей экспорта больших объемов нефти, добываемых на Кашаганском месторождении. Когда добыча на этом месторождении достигнет своего пика, что предположительно произойдет в 2019 году, Кашаган будет производить до полутора миллионов баррелей нефти в день. Это позволит Казахстану удвоить свой ежегодный объем нефтеэкспорта, доведя его до 120 миллионов тонн.
В настоящий момент экспортная стратегия политического руководства Казахстана и руководителей нефтяной отрасли страны базируется на так называемой «Казахстанской каспийской транспортной системе» (ККТС), центральным звеном которой является строительство нефтеналивного терминала в г. Курык. Однако чтобы эта экспортная стратегия заработала, Казахстану предстоит построить участок трубопровода протяженностью 600 км, который соединит терминал с атырауской нефтью, создать флотилию нефтеналивных барж для транспортировки нефти морем, и построить на азербайджанской стороне соединительные сооружения для дальнейшей транспортировки казахской нефти по трубопроводу Баку-Тбилиси-Джейхан.
Жаксыбек
Кулекеев, первый вице-президент государственной нефтяной компании Казахстана «Казмунайгаз», с готовностью признает, что строительство трубопровода под морским дном теоретически является более простым решением нынешней экспортной дилеммы. Но, добавляет он, в существующих условиях создание такого трубопроводного маршрута в ближайшей перспективе не представляется возможным.
«С экономической точки зрения, когда вам приходится транспортировать от 20 до 56 млн. тонн нефти в год, строительство трубопровода начинает быть интересным, — говорит Кулекеев. — Но юридический статус Каспийского моря пока не закреплен, кроме того, это небезопасно … с экологической точки зрения».
«Вот почему сегодня я не могу сказать, будет ли система ККТС лишь временной. Тем более, что нам придется затратить немало средств на ее создание», — добавил он.
Проект, который обойдется более чем в 3 млрд. долларов США, официально стартовал 23 января, когда был подписан меморандум о взаимопонимании по проекту создания консорциума ККТС. Участниками этого проекта стали такие нефтяные компании, как Chevron, ExxonMobil, LUKarco, KMG, Agip и Total. Два консорциума, осуществляющие разработку Кашаганского и Тенгизского нефтяных месторождений, полностью поддерживают этот план.
«Это очень важный для нас документ, потому что нам нужно было создать группу, которая бы взаимодействовала с казахстанскими и азербайджанскими властями», — говорит Филипп Рошу, генеральный директор французской компании Kazakhstan E & P Total, которая отвечала за технико-экономическое обоснование ККТС.
Установление прямого экспортного маршрута между Казахстаном и Азербайджаном, который позволит пустить казахстанский экспорт в обход российских экспортных маршрутов, остается болезненным вопросом для Москвы. Поэтому казахстанские власти с большой осторожностью приступали к этому проекту. Однако руководители западных нефтяных компаний говорят, что теперь администрация президента Нурсултана Назарбаева целиком и полностью поддерживает проект ККТС.
«Приблизительно год назад мы почувствовали, что на самом высоком уровне принято решение поддержать ККТС», — отметил один из руководителей нефтяного сектора, согласившийся дать интервью на условиях анонимности, — С помощью своей компании «Казмунайгаз» Казахстан стал теперь главной движущей силой этого проекта".
Прежде чем планы создания ККТС станут реальностью, казахстанским и азербайджанским властям еще предстоит урегулировать между собой широкий спектр вопросов. По мнению некоторых лиц, знакомых с планами не понаслышке, система может быть введена в эксплуатацию не раньше конца 2011 — начала 2012 годов.
Даже если это и так, совершенно очевидно, что многие руководители западных нефтяных компаний горят желанием приступить к реализации проекта. Чиновники и эксперты азербайджанской стороны говорят, что пропускная способность трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан легко может быть увеличена в расчете на транспортировку кашаганской нефти. «Проектная мощность трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан составляет 1 млн. баррелей в день, [но] ее можно увеличить до 1,8 млн. баррелей в день, если в будущем понадобится транспортировать большие объемы нефти», — подтверждает Таммам Баятли, менеджер по связям с общественностью компании British Petroleum в Баку.
Что касается казахстанской стороны, то реализация этого варианта не только расширит энергоэкспортный потенциал страны, но и поможет повысить уровень жизни жителей Мангистауской области. Местные власти надеются, что приток инвестиций в нефтяной сектор послужит толчком для развития других секторов экономики.
«Наша главная цель — диверсифицировать экономику. Например, для достижения этой цели наш президент [Назарбаев] создал в области новую специальную экономическую зону. Перед нами стоит задача сократить в ней долю нефтегазового экспорта с сегодняшних 94 процентов до 75 процентов», — подчеркнул губернатор Мангыстау Крымбек Кушербаев.

Джеймс Дели

Оценить статью
(0)