Нурсултан Назарбаев: мечты о союзе

Нурсултан Назарбаев: мечты о союзе

Нурсултан Назарбаев: мечты о союзе

У Нурсултана Назарбаева имидж интегратора постсоветского пространства, а у Казахстана — страны, которая открыта для участия в разного рода объединениях. Поэтому Назарбаев уже несколько лет предлагает создать союз стран Центральной Азии. Так, например, на этой неделе, выступая перед тележурналистами в Астане, Нурсултан Назарбаев вновь вернулся к тем центрально-азиатского союза. «Сам Бог велел: 55 миллионов населения, нет барьера по языку, взаимодополняемая экономика, на одном пространстве транспортные, энергетические связи. Этот регион может полностью обеспечить себя продовольствием, полностью может обеспечить себя энергетикой и так далее. Даже рынок самодостаточный был бы. Спрашивается, чего еще надо? Мы и уважаем друг друга, население от этого просто выиграет», — заявил президент Казахстана.

Страны Центральной Азии на пути друг к другу

Президент Казахстана, предлагая создать союз государств Центральной Азии, отмечает два важных аспекта: во-первых, союз должен строиться на экономических отношениях стран, во-вторых, создание сообщества не должно привести к потери государствами независимости.
Однако, такие, на первый взгляд, интересные перспективы, похоже, мало интересуют государства региона. Первые попытки создать экономический союз страны Центральной Азии предприняли еще в 1990-е годы, когда друг за другом были созданы Организация Центрально-Азиатское экономическое сообщество, которая позднее преобразовалась в Организацию «Центрально-Азиатское Сотрудничество» (ОЦАС). Граждане четырех стран, которые входили в эти объединения (Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан) должны были надеяться на скорое экономическое процветание, благодаря шагам, предпринимаемым их лидерами. Но декларации о формировании общего рынка остались декларациями, а работа организации свелась к бесчисленным консультациям между министрами иностранных дел и президентами.
Импульс работе организации должно было придать вступление России в ОЦАС, которое произошло осенью 2004 года. Однако организация не только не получила импульса, но и просто решила влиться в другую экономическую структуру. Осенью 2005 года ОЦАС объединилась с Евразийским экономическим сообществом. Это произошло после того, как в ЕврАзЭС решил вступить Узбекистан, резко изменивший свой внешний курс после событий в Андижане. Дублирование функций двух организаций, в которых состояли одни и те же государства (в ЕврАзЭС помимо центрально-азиатских государств и России состоит также Белоруссия), стало бессмысленным.
В настоящее время в регионе не существует объединения, в которое бы входили только центрально-азиатские страны. По сути, страны региона, за исключением Казахстана, и не проявляют серьезного стремления иметь такой союз.

Казахстанский бизнес повсюду

Четыре страны региона, которые вместе состоят в ЕврАзЭс, также далеки друг от друга, как, например, Кыргызстан от Соединенных Штатов. Разница в том, что Бишкек и Вашингтон имеют стратегию отношений друг с другом, а у центрально-азиатских стран друг с другом — одни сплошные декларации.
Такой ситуации есть множество объяснений. Одно из них — нежелание стран региона уступать друг другу или подпускать соседа слишком близко к своим ресурсам. Уровень недоверия в регионе чрезвычайно высок. При декларируемой открытости для всех инвесторов, страны региона для своих ближайших соседей закрыты, иногда даже враждебны по отношению к ним.
Президент Назарбаев, говоря об экономическом союзе стран региона, отмечает возможности для соседей. «Казахстан может инвестировать в наших соседей, может помочь в поднятии их экономики, может своим примером поделиться. Вот в чем объективное наше первенство в этом плане», — сказал, в частности, глава Казахстана.
Реальность же такова, что казахстанский бизнес сейчас очень мало представлен в центрально-азиатских странах. В ситуации, когда инвестиции в ближайших соседей либо связаны с риском, либо невыгодны из-за политических игр вокруг них, казахстанский бизнес смотрит в сторону других стран, вкладывая деньги, например, в Грузию, для которой Казахстан стал одним из главных инвесторов всего за один-два года. Информацию об инвестициях Казахстана в Узбекистан, к примеру, чрезвычайно трудно найти. Основная причина — таких инвестиций практически нет. Казахстанские государственные и бизнес-структуры опасаются вкладывать в Узбекистан из-за отсутствия серьезных гарантий долгосрочности бизнеса и опасений возможной смены власти и дестабилизации ситуации, которая может последовать.
Иная ситуация в Кыргызстане. Казахстанский бизнес, который охотно занимался бизнес-проектами в этой стране, находится в «повисшем состоянии» из-за нестабильной политической ситуации. Казахстанские банки, стремительно открывавшие свои филиалы и приобретавшие банки в Кыргызстане, теперь склонны действовать более осторожно. Когда стабилизируется политическая ситуация, возможно, изменятся и настроения казахстанского бизнеса.
Таджикистан неоднократно отмечал, что открыт для казахстанских инвестиций, выражал готовность предоставлять гарантии безопасности вложенных средств. В этой стране вместе с тем существует другая проблема — на таджикский рынок стремится не только Казахстан, но и Россия с Ираном. Планируемое строительство гидросооружений, алюминиевых заводов выгодно сразу нескольким игрокам. И долгие переговоры — результат не только того, что строить эти объекты дорого, но и того, что Душанбе хочет найти лучшего партнера, ведя при этом многоходовую игру с периодической сменой ориентиров и корректировкой симпатий.

Помехи связи

Неумение и нежелание договариваться делают центрально-азиатский регион местом не дружбы, но разобщения. Страны региона не только не становятся ближе друг другу, но, напротив, все сильнее отдаляются. Так, из-за неразберихи внутри страны, руководство Кыргызстана неспособно сейчас уделять время созданию союзов. В Узбекистане в конце этого года, вероятно, все же состоятся выборы президента, которые могут и не внести изменений в политическую карту региона, но заставят местные власти сосредоточиться исключительно на их подготовке и проведении. Новое руководство Туркменистана озабочено тем, как сохранить ситуацию в стране в том же сонном состоянии, что и при Сапармурате Туркменбаши.
И только Казахстан, во главе которого ведущий интегратор СНГ, не собирается останавливаться. В конце апреля Назарбаев планирует посетить Кыргызстан, где, вероятно, будет обсуждать, в том числе, и перспективы создания центрально-азиатского союза. Успеет ли их реализовать нынешняя киргизская власть или придется в скором времени начинать диалог с новой, непонятно. Непонятно и то, как сумеет Назарбаев убедить своих центрально-азиатских коллег стать ближе друг другу, какие найдет аргументы. Сам он на пресс-конференции в Астане заявил журналистам: «Почему не получается у нас такого союза, я до сих пор понять просто не могу».

Вячеслав Таиров, Алматы

Оценить статью
(0)