Энергетические корпорации получат право на частные вооруженные формирования

Энергетические корпорации получат право на частные вооруженные формирования

Энергетические корпорации получат право на частные вооруженные формирования

Госдума начала рассматривать законодательную инициативу группы депутатов, официально именуемую как "Внесение изменений в статью 3 Федерального закона "О поставках продукции для федеральных государственных нужд" и в статью 12 Федерального закона "Об оружии". Суть изменений - в разрешении весьма известным компаниям "Транснефть" (занимается транспортировкой нефти по магистральным нефтепроводам) и "Газпром" создать собственные полувоенные формирования: предлагается данным структурам для обеспечения сохранности продукции "использовать и применять служебное оружие".
Законопроект прошел только предварительное рассмотрение в думском комитете по безопасности, но уже признан "соответствующим требованиям статьи 104 Конституции Российской Федерации и статьи 105 Регламента Государственной Думы" и представлен на рассмотрение совета нижней палаты. Он решает, как надежнее обеспечить сохранность добытого из российских недр. При этом ставку делают не на государственные, а на частные структуры. И речь идет не об охране офисов, где требуются от силы 50-100 бойцов, а о значительно большем количестве.
Именно так в разговоре с корреспондентом "ВПК" оценили знающие люди в ГД возможность реализации закона под названием "Внесение изменений в статью 3 Федерального закона "О поставках продукции для федеральных государственных нужд" и в статью 12 Федерального закона "Об оружии". Напомним, по действующему законодательству к служебному относится оружие, предназначенное для использования "должностными лицами государственных органов" (именно поэтому оно и называется "служебным"), а также "для исполнения: обязанностей по защите жизни и здоровья граждан, собственности, охране природы и природных ресурсов, ценных и опасных грузов, специальной корреспонденции". Данный список авторы законодательной инициативы - Александр Гуров, Анатолий Куликов (оба "Единая Россия"), Виктор Илюхин (КПРФ), Игорь Лебедев (ЛДПР), Николай Безбородов ("Патриоты России") и Михаил Маркелов ("Родина"- "Справедливая Россия") - предлагают дополнить задачами по обеспечению сохранности продукции (читай: нефти и газа) и "охраны объектов ее добычи, переработки, хранения и транспортирования, а также для обеспечения сохранности иного имущества...".

Впрочем, в законопроекте есть указание на то, что перечни объектов, подлежащих вооруженной охране, будут согласовываться с МВД и ФСБ России.
И, наконец, еще одна составляющая темы: численность возможной вооруженной охраны. Общая длина нефте- и газопроводов в России исчисляется десятками тысяч(!) километров. Плюс объекты добычи, переработки, хранения и т.д. Даже самые скромные подсчеты говорят о десятках тысяч вооруженных охранников. Вооруженных, подчеркнем, не помповыми ружьями. И оружие это они будут не только хранить и носить, но и - цитируем по законопроекту - "применять: при исполнении служебных обязанностей в случаях и порядке, установленных Федеральным законом от 14 апреля 1999 года "О ведомственной охране".
Таким образом, "Газпром" и "Транснефть" официально признаются "ведомствами" на уровне МВД. А само оружие газо- и нефтеохранники будут получать "на основании нормативных правовых актов правительства Российской Федерации: во временное пользование в органах внутренних дел". Тут следует пояснить, что "ведомственная охрана" - структура на порядок выше ЧОПов (частных охранных предприятий). Первые, например, могут обыскивать людей и автотранспорт, применять оружие не только на защищаемых объектах, но и вне их, в том числе при значительном скоплении людей: Впрочем, пресс-служба "Транснефти" уже распространила заявление, что служба безопасности компании не претендует на приобретение подобных прав и речь идет лишь об использовании "служебного оружия и спецсредств".
"С юридической точки зрения это означает, что государство снимает с себя ответственность за сохранность объектов добычи и транспортировки нефти и газа, откупаясь от столь "затратной ноши" оружием для охранных отрядов нефтяных и газовых магнатов. С одной стороны, это принесет сокращение расходов, но, с другой - государство может утратить контроль над столь важными наполнителями бюджета", - пояснил корреспонденту "ВПК" один из думских экспертов.
Появившиеся в СМИ ссылки на то, что инициатива Александра Гурова, Анатолия Куликова, Виктора Илюхина, Игоря Лебедева, Николая Безбородова и Михаила Маркелова согласована в правительстве и администрации президента, по мнению наших источников в Госдуме, не имеют под собой никаких оснований. Как правило, такие "согласованные" тексты вносятся в нижнюю палату парламентским большинством, что гарантирует автоматическое принятие их даже голосами одной фракции. И привлечение в "авторский коллектив" представителей других фракций явно излишне.
Против законопроекта выступили уже такие авторитетные парламентарии, как председатель Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктор Озеров и зампред думского комитета по безопасности Геннадий Гудков. "Законодательство не предполагает, чтобы для каких-то конкретных компаний делались исключения", - заявил Виктор Озеров. "Если идти по предложенному пути, то мы скоро получим десяток армий - Сбербанка, РАО ЕЭС, РЖД и других не менее авторитетных и денежных структур, имеющих что охранять", - дополняет коллегу Геннадий Гудков.
Отрицательно настроены к инициативе и независимые эксперты. "Вооружение корпораций - вещь достаточно тревожная, в российских условиях это может быть еще более опасным для общества", - отмечает руководитель Центра этнополитических и региональных исследований Эмиль Паин. Его поддерживает член Общественной палаты политолог Сергей Марков, подчеркивающий "неуправляемость корпоративных силовиков".

Сергей Пермяков

Оценить статью
(0)