Госдума начала рассматривать законодательную инициативу группы депутатов, официально именуемую как "Внесение изменений в статью 3 Федерального закона "О поставках продукции для федеральных государственных нужд" и в статью 12 Федерального закона "Об оружии". Суть изменений - в разрешении весьма известным компаниям "Транснефть" (занимается транспортировкой нефти по магистральным нефтепроводам) и "Газпром" создать собственные полувоенные формирования: предлагается данным структурам для обеспечения сохранности продукции "использовать и применять служебное оружие".
Законопроект прошел только предварительное рассмотрение в думском комитете по безопасности, но уже признан "соответствующим требованиям статьи 104 Конституции Российской Федерации и статьи 105 Регламента Государственной Думы" и представлен на рассмотрение совета нижней палаты. Он решает, как надежнее обеспечить сохранность добытого из российских недр. При этом ставку делают не на государственные, а на частные структуры. И речь идет не об охране офисов, где требуются от силы 50-100 бойцов, а о значительно большем количестве.
Именно так в разговоре с корреспондентом "ВПК" оценили знающие люди в ГД возможность реализации закона под названием "Внесение изменений в статью 3 Федерального закона "О поставках продукции для федеральных государственных нужд" и в статью 12 Федерального закона "Об оружии". Напомним, по действующему законодательству к служебному относится оружие, предназначенное для использования "должностными лицами государственных органов" (именно поэтому оно и называется "служебным"), а также "для исполнения: обязанностей по защите жизни и здоровья граждан, собственности, охране природы и природных ресурсов, ценных и опасных грузов, специальной корреспонденции". Данный список авторы законодательной инициативы - Александр Гуров, Анатолий Куликов (оба "Единая Россия"), Виктор Илюхин (КПРФ), Игорь Лебедев (ЛДПР), Николай Безбородов ("Патриоты России") и Михаил Маркелов ("Родина"- "Справедливая Россия") - предлагают дополнить задачами по обеспечению сохранности продукции (читай: нефти и газа) и "охраны объектов ее добычи, переработки, хранения и транспортирования, а также для обеспечения сохранности иного имущества...".
Впрочем, в законопроекте есть указание на то, что перечни объектов, подлежащих вооруженной охране, будут согласовываться с МВД и ФСБ России.
И, наконец, еще одна составляющая темы: численность возможной вооруженной охраны. Общая длина нефте- и газопроводов в России исчисляется десятками тысяч(!) километров. Плюс объекты добычи, переработки, хранения и т.д. Даже самые скромные подсчеты говорят о десятках тысяч вооруженных охранников. Вооруженных, подчеркнем, не помповыми ружьями. И оружие это они будут не только хранить и носить, но и - цитируем по законопроекту - "применять: при исполнении служебных обязанностей в случаях и порядке, установленных Федеральным законом от 14 апреля 1999 года "О ведомственной охране".
Таким образом, "Газпром" и "Транснефть" официально признаются "ведомствами" на уровне МВД. А само оружие газо- и нефтеохранники будут получать "на основании нормативных правовых актов правительства Российской Федерации: во временное пользование в органах внутренних дел". Тут следует пояснить, что "ведомственная охрана" - структура на порядок выше ЧОПов (частных охранных предприятий). Первые, например, могут обыскивать людей и автотранспорт, применять оружие не только на защищаемых объектах, но и вне их, в том числе при значительном скоплении людей: Впрочем, пресс-служба "Транснефти" уже распространила заявление, что служба безопасности компании не претендует на приобретение подобных прав и речь идет лишь об использовании "служебного оружия и спецсредств".
"С юридической точки зрения это означает, что государство снимает с себя ответственность за сохранность объектов добычи и транспортировки нефти и газа, откупаясь от столь "затратной ноши" оружием для охранных отрядов нефтяных и газовых магнатов. С одной стороны, это принесет сокращение расходов, но, с другой - государство может утратить контроль над столь важными наполнителями бюджета", - пояснил корреспонденту "ВПК" один из думских экспертов.
Появившиеся в СМИ ссылки на то, что инициатива Александра Гурова, Анатолия Куликова, Виктора Илюхина, Игоря Лебедева, Николая Безбородова и Михаила Маркелова согласована в правительстве и администрации президента, по мнению наших источников в Госдуме, не имеют под собой никаких оснований. Как правило, такие "согласованные" тексты вносятся в нижнюю палату парламентским большинством, что гарантирует автоматическое принятие их даже голосами одной фракции. И привлечение в "авторский коллектив" представителей других фракций явно излишне.
Против законопроекта выступили уже такие авторитетные парламентарии, как председатель Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктор Озеров и зампред думского комитета по безопасности Геннадий Гудков. "Законодательство не предполагает, чтобы для каких-то конкретных компаний делались исключения", - заявил Виктор Озеров. "Если идти по предложенному пути, то мы скоро получим десяток армий - Сбербанка, РАО ЕЭС, РЖД и других не менее авторитетных и денежных структур, имеющих что охранять", - дополняет коллегу Геннадий Гудков.
Отрицательно настроены к инициативе и независимые эксперты. "Вооружение корпораций - вещь достаточно тревожная, в российских условиях это может быть еще более опасным для общества", - отмечает руководитель Центра этнополитических и региональных исследований Эмиль Паин. Его поддерживает член Общественной палаты политолог Сергей Марков, подчеркивающий "неуправляемость корпоративных силовиков".
Сергей Пермяков