ЕврАзЭС продолжит бег на месте

ЕврАзЭС продолжит бег на месте

ЕврАзЭС продолжит бег на месте

В Астане прошел очередной саммит Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) на уровне глав правительств. Напомним, что эта организация объединяет 6 государств бывшего СССР: Россию, Белоруссию, Казахстан, Киргизию, Таджикистан и Узбекистан. При этом считается, что в отличие от «большого» СНГ, находящегося на грани распада по причине политических противоречий, более компактное Евразийское сообщество являет собой пример эффективного интеграционного механизма.
На первый взгляд, результаты встречи в Астане этот вывод подтверждают. Российский премьер Михаил Фрадков, подводя итоги, заявил: «Мы приняли 15 решений, подписали необходимые протоколы и выразили желание активно поработать над реализацией принятых решений, имея ввиду — повысить эффективность нашего взаимодействия в рамках ЕврАзЭС». При этом глава российского правительства особенно выделил значимость работы над созданием правовой базы Таможенного союза, призванного теснее объединить экономики 6 стран.
Однако, если отвлечься от традиционно бравурных отчетов, и попытаться оценить реальные дела, поводов для оптимизма может заметно поубавиться. Взять тот же Таможенный союз: весь прошлый год ответственные лица ЕврАзЭС клятвенно обещали, что к 1 января 2007 года эта важнейшая интеграционная структуры заработает, хотя бы в первоначальном российско-казахстанском исполнении. В частности, речь шла о согласовании правовой базы Таможенного союза, сформировать которую распорядились президенты 6 государств в августе прошлого года.
В результате согласование документов продолжается до сих пор. А генсек ЕврАзЭС Григорий Рапота заявил в Астане, что «на 90 процентов весь пакет документов и содержащиеся в нем положения согласованы, а остальные находятся у экспертов». Рапота выразил надежду, что к следующему саммиту ЕврАзЭС, который пройдет осенью в Москве, этот вопрос будет урегулирован. Но если дело пойдет такими темпами и дальше, то, возможно, ему через несколько месяцев придется говорить о готовности, скажем на 95 или 99 процентов, но никак не на 100.
К тому же, целый ряд экспертов в принципе сомневается в целесообразности работы над Таможенным союзом. Ведь все страны и без того согласовывают тарифы и пошлины в рамках процесса вступления в ВТО. В частности, это актуально для главного «тяжеловеса» ЕврАзЭС — России — которая надеяться завершить процесс присоединения к Всемирной торговой организации уже в этом году.
Еще одной ключевой темой заседания Межгосударственного совета в Астане стало создание общего рынка нефти и газа. Тему эту поднял премьер-министр Казахстана Карим Масимов, заявивший о том, что будет обеспечен равный доступ стран — участниц сообщества к национальным рынкам энергоресурсов, и что соответствующая нормативно-правовая база уже имеется. Однако, опять же все это — на словах. А на деле ряд государств ЕврАзЭС реализуют собственные энергетические проекты с третьими странами и в ущерб своим партнерам по «шестерке». Так, например, летом прошлого года был подписан договор между Казахстаном и Азербайджаном, касающийся транспортировки нефти из Казахстана через Каспийское море и территорию Азербайджана на международные рынки посредством системы «Баку — Тбилиси — Джейхан». Это значит, что казахстанская нефть в любой момент может начать транспортироваться не только по российской трубам, что принесет Москве значительные убытки.
Эксперты также отмечают, что с момента постройки и введения в строй нефтепровода Каспийского трубопроводного консорциума (КТК), между Казахстаном и Россией больше не проводится крупных инфраструктурных проектов. Дело в том, что у Астаны и Москвы существует много спорных моментов вокруг данного проекта. Казахстан просит расширить КТК, а Россия вместо этого хочет повысить тариф прокачки по данному трубопроводу. И если Москва добьется своего, Астане будет невыгоден этот маршрут. Стоит ли удивляться, что при наличии таких противоречий, многие эксперты предрекают возможному соглашению по рынку и газу в рамках ЕврАзЭС судьбу Таможенного союза: оно останется только на бумаге, да и то в виде «долгостроя», вечно готового лишь на 90–95 процентов.
Показательно, что при всем показном единстве в Астане, каждый из премьеров аккуратно пытался потянуть одеяло на себя и «вбросить» именно ту тему, которая в наибольшей степени актуальна для отношений его государства и России. Так, глава белорусской делегации Андрей Кобяков призвал своих коллег активнее работать над созданием единого энергетического рынка, общего транспортного пространства и реализацией межгосударственных отраслевых программ. А глава киргизского правительства Алмазбек Атамбаев высказался за снятие ограничений на трудовую деятельность и за обеспечение свободного передвижения граждан в государствах ЕврАзЭС. Такая «разноголосица» — еще одно свидетельство того, что участники «шестерки» пока говорят на разных языках. Эксперты отмечают, что при самых благоприятных условиях путь от «согласования документов» до реально работающих интеграционных структур, вроде того же Таможенного союза, займет не менее 2–3 лет.
Похоже, осознают это и участники саммита. Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев почти не скрывал раздражения, когда говорил о том, что за 15 лет независимости давно уже пора переходить к реальному созданию единого экономического пространства. Косвенно признал недостаточную эффективность ЕврАзЭС и российский премьер. Говоря о перспективах этой организации, Михаил Фрадков отметил, что «потенциал интеграционный значительно больше, чем те результаты которые мы сегодня имеем».
Пока же можно констатировать, что налицо полное отсутствие не только согласованной политики развития общей инфраструктуры, но и внятной интеграционной концепции. Иными словами, ЕврАзЭС пока явно не соответствует требованиям, которые можно предъявить странам, находящимся в объединительной стадии.

Дмитрий Докучаев, редактор отдела экономики газеты «Московские новости»

Оценить статью
(0)