Переговоры без надежд

Переговоры без надежд

Переговоры без надежд

В конце апреля в Ашхабаде пройдет очередное заседание Специальной рабочей группы (СРГ) по определению статуса Каспийского моря на уровне замминистров иностранных дел России, Казахстана, Туркменистана, Азербайджана и Ирана. Такой, технический, формат встречи «каспийской пятерки» призван к поиску общих точек между противоречивыми позициями сторон по проблеме моря.

Осторожный оптимизм

В преддверии заседания наблюдатели не ожидают серьезных прорывов в переговорном процессе, учитывая количество неурегулированных вопросов и накаленную до предела ситуацию вокруг ядерной программы Ирана. Но интерес к очередной встрече СРГ все же присутствует и вызван, прежде всего, «потеплением» позиции Туркменистана. Президент Гурбанулы Бердымухаммедов подписал постановление о создании Межведомственной комиссии Туркменистана по вопросам Каспийского моря, ранее проблемами моря занималось Госпредприятие. Последует ли за переименованием структуры, отвечающей за переговоры, изменение самой позиции республики, пока не ясно. Надежды на ускорение хода дальнейших переговоров высказывают инициаторы встречи, представители Азербайджана, у которого с Туркменистаном существует масса территориальных споров, не решенных со времен Сапармурата Ниязова. Напомним, что из-за разногласий по спорным месторождениям «Хазар» и «Осман» (в азербайджанском варианте «Азери» и «Чираг»), которые Азербайджан стал разрабатывать при участии иностранных инвесторов, эти две бывшие советские республики даже прерывали на некоторое время дипломатические отношения.

Двадцать трудных встреч

К апрелю 2007 года прошло уже двадцать заседаний СРГ по определению правового статуса Каспийского моря. Основная цель работы группы — согласование позиций пяти прикаспийских стран по правовому статусу Каспийского моря и режиму его использования. Деятельность группы призвана выработать устраивающую всех исключительную экономическую зону акватории Каспия, зону свободного судоходства, ответственности сторон за ухудшение экологической ситуации, решить проблему милитаризации Каспия. Одним из главных успехов СРГ на сегодняшний день стало подписание в ноябре 2003 года «Рамочной конвенции о защите морской среды Каспия». К 11 августа 2006 года стороны ратифицировали документ, и конвенция вступила в силу.
Камнем преткновения в отношениях между прикаспийскими странами была и остается проблема разделения Каспия и его ресурсов. После распада СССР Россия и Иран, как правопреемники советско-иранских соглашений от 1921 и 1940 гг., настаивали на совместном использовании моря и его ресурсов, так как согласно этим договоренностям Каспий представлял собой закрытое озеро. Но для молодых государств Азербайджана, Казахстана и Туркменистана освоение углеводородных ресурсов Каспия стало едва ли главным условием становления независимости. Поэтому они были заинтересованы в разделении моря на национальные сектора. В конечном счете, активные действия новых независимых стран, и прежде всего, Азербайджана привели к изменению российской позиции по вопросу разделения Каспийского моря. Так, в ходе двусторонних и трехсторонних переговоров России, Казахстану и Азербайджану к 2003 году удалось договориться о разделе дна Северного Каспия по модифицированной серединной линии. Причем согласно существующим договоренностям морская поверхность остается в общем владении.

Проблема наших детей

При определении правового статуса Каспия остаются сложности с разделом южной части моря. Существуют серьезные разногласия между Азербайджаном и Туркменистаном, Азербайджаном и Ираном в отношении нескольких пограничных месторождений, часть из которых уже разрабатывается Азербайджаном. Некоторые противоречия, которые касаются Азербайджана и Туркменистана могут быть решены уже в ближайшее время. Стороны регулярно выражают стремление к этому на самом высоком уровне. Главная же трудность заключается в позиции Ирана. Исламская Республика Иран (ИРИ) по-прежнему настаивает на том, что каждая страна «каспийской пятерки» должна получить ровно по двадцать процентов ресурсов моря. Понятно, почему Иран выбрал такую позицию: в случае секторального разделения ему достанется всего 14% акватории с самыми скромными запасами нефти и газа. Непонятно только, каким образом это можно осуществить, когда уже более десяти лет идет активная работа по освоению природных ресурсов Каспия, в их разработку вложены миллиарды долларов.
Помимо сложностей с территориальным разделом существует масса разногласий по режиму использования Каспийского моря. Быть или не быть на Каспии воинским контингентам третьих стран, можно ли будет строить транскаспийские газо- и нефтепроводы, какая часть акватории может быть использована для транспортного судоходства и т.д. Все эти вопросы, так или иначе, связаны с национальными интересами прикаспийских стран, и, что еще более усугубляет ситуацию, с интересами США, Китая, Турции, стран ЕС. Поэтому проблема урегулирования статуса Каспия уже давно из юридической плоскости перешла в политическую. Это серьезно тормозит поиск консенсуса по проблеме моря. Как с грустью отмечают эксперты по каспийской проблеме, «надеемся, что конвенция о правовом статусе моря будет принята нашими детьми».
Тем временем, пока идет политическая игра на Каспии, ситуация с экологией продолжает ухудшаться. По последним данным в казахстанском секторе Каспия произошла массовая гибель тюленей. По подсчетам экологов, более двухсот млекопитающих найдено мертвыми на побережье Атырауской области Казахстана, но ответственность за происходящее, как и год назад, когда также была зафиксирована массовая гибель осетровых и тюленей, никто на себя не взял.
Началом кодификации Каспия можно считать 1569 год, когда в результате первой русско-турецкой войны северное побережье моря вошло в состав России. Проблема же политико-правового статуса Каспийского моря в современном понимании возникла после «Персидского похода» Петра I (1722/23 годы) и русско-персидских войн (1804–1813, 1826–1828 годы). Последовавшие за этими войнами Петербургский (1723 г.), Рештский (1729 г.), Гюлистанский (1813 г.) и Туркманчайский (1828 г.) трактаты предоставляли России исключительное право иметь военный флот на Каспийском море, Персия сохраняла право только на торговое судоходство. Это означало полное подчинение Каспийского моря российской юрисдикции или, иначе говоря, Каспий являлся внутренним водоемом России.
Советская Россия отказалась от монопольных прав на Каспий и советско-иранские договора 1921, 1935 и 1940 годов предоставляли равные и исключительные права на осуществление морской деятельности СССР и Ирану. Пролонгация советско-иранских договоров на постсоветский Каспий означает: а) Россия, Казахстан, Туркменистан, Иран и Азербайджан имеют суверенные права на 10-мильную рыболовную зону, и все они имеют равные права на ресурсы остальной части моря; б) Каспийское море является закрытым для государств, не имеющих естественного доступа в его бассейн, в использовании его пространства и ресурсов.

Станислав Притчин, Москва

Информация сайта CASPIY.NET

Оценить статью
(0)