Вернувшийся после лечения в Москве “президент” не теряет время попусту и, с целью усиления своего влияния, освобождает от занимаемых должностей нежелательные для себя фигуры. В первую очередь, он обрушил свой гнев на де-факто мэра Сухуми Астамура Адлейбу, который был принесен в жертву из-за крупной растраты бюджетных средств. Во всяком случае, неофициально называется именно эта причина.
В прошлый понедельник же Багапш сместил уже де-факто министра обороны Султана Сосналиева. А это означает прямое вторжение в сферу полномочий “вице-президента” Рауля Хаджимбы. В соответствии с известным соглашением, контроль над силовыми структурами сепаратистов входил в компетенцию именно Хаджимбы.
По оценке экспертов, Багапш старается ограничить своему главному оппоненту сферы влияния и лишить его политических рычагов. А это может вызвать еще большее напряжение ситуации.
Сейчас “министерством обороны” временно руководит первый заместитель “министра”, один из лидеров общественно-политического движения “Амцахара” Мераб Кишмария. По абхазскому законодательству, имя нового руководителя оборонной структуры станет известно только через два месяца.
По сообщению сухумских властей, Сосланалиев написал заявление об отставке по собственной инициативе, но в Тбилиси за этим видят интересы Багапша. По словам экспертов, Багапш старается ослабить “вице-президента” Хаджимбу и усилить собственное влияние на силовые структуры.
Сосналиев решил подать в отставку после совещания у де-факто президента 8 мая. В совещании участвовали председатель де-факто парламента Нугзар Ашуба, премьер Александр Анкваб, секретарь Совета безопасности Станислав Лакоба, глава президентской администрации Валерий Аршба и первый заместитель министра обороны Мераб Кишмария.
Багапш поблагодарил Сосналиева “за службу стране”, назвав его “легендарной личностью” и “патриотом Кавказа”, а также отметил, что за период его работы на этой должности состояние абхазской армии значительно улучшилось. Отставной министр, со своей стороны, выразил благодарность и готовность “служить Абхазии”.
В кругах де-факто руководства Абхазии в качестве преемника Сосналиева рассматривают двух вероятных кандидатов. Де-факто министром могут стать начальник Генерального штаба Анатолий Зайцев, заместитель министра обороны Мераб Кишмария или кто-либо из членов команды де-факто вице-президента. Хотя, Рауль Хаджимба своего кандидата пока не назвал.
Интересно и то обстоятельство, что осенью 2006 года ведомство Сосналиева проверяла специальная комиссия. В де-факто министерстве обнаружили уйму нарушений, из-за чего “Народное собрание” сепаратистов потребовало отставки Сосналиева.
Сторонником снятия Сосналиева был и сам де-факто президент, но убрать назначенного Москвой министра удалось только теперь. Как видно, отбывший на лечение в Москву Багапш все-таки сделал, что хотел. Примечателен тот факт, что информация об отставке Сосналиева распространялась еще до де-факто парламентских выборов. Тогда же называлась и личность будущего “министра”. Преемником северокавказца Сосналиева считался лидер поддерживающей Багапша партии “Амцахара” – абхазской “партии войны” – Мераб Кишмария. Распространению этой информации предшествовала поездка на неопределенный срок в Москву начальника Генерального штаба “министерства обороны” Анатолия Зайцева. Именно отсутствие Зайцева в Сухуми вызвало подозрения в связи с возможной отставкой Сосналиева.
Но сам Зайцев называть сегодня имя преемника Сосналиева не спешит. А вероятность своего назначения “министром” не отрицает и не подтверждает.
“Сосналиев оставил должность по собственному желанию. Сейчас обязанности министра выполняет Мераб Кишмария. А имя будущего министра станет известно только через два месяца. Что касается назначения на эту должность меня или Кишмария, - об этом пока ничего сказать не могу”, - сказал в беседе с “Резонанси” Анатолий Зайцев.
Кто такой Мераб Кишмария?
Мераб Кишмария – близкий родственник руководителя де-факто администрации Гальского района Руслана Кишмария. Во время военных действий в Абхазии он был руководителем Очамчире-Ткварчельского направления и отличался жестокостью в отношении грузин. Более того, Мераб Кишмария даже нескольких абхазов расстрелял за неподчинение. Несмотря на такую жестокость, он активно участвовал и в обмене пленными.
Уже несколько лет Мераб Кишмария хочет стать “министром обороны”, но по сей день не смог достичь желанной цели.
Кроме того, Кишмария является председателем политической партии “Амцахара”, которая считается силой, поддерживающей Багапша. Правда, после событий в Кодори несколько человек покинули “Амцахару” и перешли в лагерь Хаджимбы, но она и сегодня все-таки считается одной из опорных сил “президента”.
Именно поэтому конфликтолог Паата Закареишвили не исключает, что оборонное ведомство возглавит Кишмария.
“Кроме того, что Мераб Кишмария – председатель “Амцахара”, а эта партия считается опорой Багапша, он подотчетен и перед бывшими бойцами. Вы знаете, что перед “выборами” эта политическая сила разделилась, и задача Кишмария теперь – вновь вернуть этих людей и объединить “Амцахару”. Поэтому его назначение “министром” более вероятно.
И вообще, если Россия чего-нибудь не выкинет, то оборонную структуру возглавит Кишмария. Если Кишмария станет “министром”, станет понятно, что Москва Багапшу верит. Если же эту должность займет Зайцев, тогда выходит, что Багапшу в Кремле не доверяют. Так что, момент доверия или его отсутствия прояснится именно после назначения нового шефа обороны.
Хотя надо сказать и то, что Россия очень боится абхазской политики, они боятся, чтобы Сухуми не проводил независимую от них политику”, - считает Паата Закареишвили.
Хаджимба слабеет
После возвращения Багапша из Москвы, противостояние между ним и Хаджимбой приняло открытый характер. И снятие назначенного Москвой Сосналиева – одно из звеньев этого противостояния. Как видно, Хаджимба теряет власть, которую получил после “президентских” выборов.
То, что Сосналиев стал одной из жертв противоборства между Багапшем и Хаджимбой, отмечает и Паата Закареишвили.
“Очевидно, что вернувшийся из Москвы Багапш лишает Хаджимбу силы. Об этом говорит и уход Сосналиева. Это противостояние в Сухуми пока что происходит в форме политического соперничества и выяснения отношений и не переходит в неправовую плоскость. Например, уход Сосналиева не был таким скандальным, как уход Окруашвили у нас. У нас такие процессы проходят более болезненно.
Надо отметить, что хотя на де-факто парламентских выборах видимого успеха достигли люди Багапша, но оппозиция серьезно укрепила свои позиции.
Одним из примеров этого было то, что на избирательных участках оппозиция проиграла с разрывом всего в 20-30 голосов. Это означает, что во время “президентских” выборов оппозиция имеет большие шансы провести своего кандидата. Багапш уже старается максимально расчистить дорогу к президентским выборам и притеснить оппозицию.
Я не исключаю, что, находясь в Москве, он доказал, что сам будет ведущей пророссийской силой, и потому получил разрешение расправиться в Абхазии со своими оппонентами. Багапш поехал в Москву не только на лечение, но и укрепил там, в определенной степени, свои позиции. Он дал Москве возможность выбора, - или напряженность в Абхазии перед “президентскими выборами”, и на этом согреет руки Грузия, или опять выйти одним фронтом, и выборы пройдут спокойно. А Грузии в таком случае не будет дана возможность мутить воду в Абхазии”, - заявил Закареишвили.
Что касается того, какие еще кадровые изменения могут осуществиться в Абхазии, об этом Закареишвили говорить затрудняется. Хотя, заявляет, что Багапш активно продолжит перевербовку членов команды Хаджимбы.
“Багапш постарается перевербовать руководителей силовых структур и поставить их на службу себе. Но если он этого сделать не сможет, то освободит их. Что касается противостояния между Багапшем и Хаджимба, оно продлится до “президентских выборов”, но в серьезную стычку не перерастет, - это не устраивает ни Москву, ни Сухуми”, - добавил Закареишвили.
Эльза Циклаури