В Москве завершились двухдневные переговоры госсекретаря США Кондолизы Райс с российским политическим руководством. В ходе этих встреч г-жа Райс подчеркивала, что не может быть и речи о «новой холодной войне» между Америкой и Россией. Вместе с тем нынешние встречи в Кремле еще раз подтвердили, что отношения между двумя странами продолжают оставаться сложными.
В целом реакция прессы на нынешние американо-российские переговоры — осторожно оптимистическая. Как отмечают многие эксперты, — среди них, например, заведующий Центром международной безопасности Алексей Арбатов и директор института США и Канады Сергей Рогов, — проблемы американо-российских отношений уже давно не обсуждались так глубоко и серьезно. Напомню, в качестве госсекретаря Кондолиза Райс уже седьмой раз приезжает в Москву. Однако это ее первый визит после того, как президент Путин в Мюнхене выступил с резкой критикой международной политики США.
Вчерашние переговоры Владимира Путина и Кондолизы Райс прошли за закрытыми для прессы дверями, И поэтому о них поступает очень скудная информация. Но пока и она подтверждает предположения самых разных российских политиков и экспертов о том, что вряд ли Вашингтону и Москве удастся быстро нащупать нить взаимодействия в таком чувствительном для обеих сторон вопросе, как размещение элементов американской системы противоракетной обороны в Восточной Европе.
И все же в какой-то степени сегодня можно говорить о некотором взаимопонимании в таких вопросах, как ядерная программа Северной Кореи и Ирана, палестино-израильский конфликт. Даже по проблеме урегулирования межэтнического конфликта в Косово сейчас возможно нахождения общих подходов. Но опять же сегодня любой вопрос американо-российских отношений так или иначе Москва будет увязывать с темой противоракетной обороны.
Кстати, все эти темы госсекретарь США обсуждала позавчера с министром иностранных дел Сергеем Лавровым. И я бы особо отметил еще вчерашнюю встречу Кондолизы Райс с первым вице-премьером Сергеем Ивановым. Очень заметно, что в общении с американскими высокопоставленными переговорщиками Сергей Иванов, как один из возможных преемников нынешнего президента России, начинает играть все более активную роль. Взять недавний (апрельский) визит в Москву министра обороны США Роберта Гейтса. Похоже, что уже сейчас именно Иванов пробует выстраивать личные отношения с ведущими американскими политиками как будущий глава государства.
Конечно, перспективы американо-российского политического диалога радужными не назовешь. Достаточно вспомнить речь президента Путина на недавнем праздновании Дня Победы в Москве. Обращает внимание, что, выступая на Красной площади, Владимир Путин ни разу не обмолвился об «угрозе международного терроризма», которая до недавнего времени считалась чуть ли не краеугольным камнем американо-российского стратегического партнерства. Зато в речи Владимира Путина были, по мнению многих обозревателей, весьма явные намеки на «американский диктат» в международных делах.
Если добавить, что сегодня политику президента Путина, по данным Левада-центра, поддерживает более 80% российских граждан, то вот вам и мнение россиян относительно перспектив сотрудничества. Конечно, это общественное мнение формируется в условиях полной подконтрольности Кремлю ведущих национальных СМИ. Но, как бы там не было, оно объективно существует. Как существует и тот свежий социологический факт, что только 18% россиян считают, что России нужна демократия «такая, как в развитых странах Европы и Америки».
Объективно в России сегодня общественное мнение — идет ли речь об общем «нефтегазовом фронте» или о стратегическом партнерстве в целом — все более разворачивается на Восток: на бывшие советские республики Средней Азии, на Индию и Китай. Примечательно, что как раз во время нынешнего визита госсекретаря Райс в Москву Николай Бордюжа, генеральный директор организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), которая объединяет Россию, Беларусь, Армению и все (кроме Туркмении) республики Средней Азии, заявил, что участники этого военно-политического союза обеспокоены планами НАТО развивать свою военно-техническую инфраструктуру и элементы системы ПРО в Восточной Европе. Если нынешняя конфронтация между Москвой и Вашингтоном будет углубляться, то не исключено, что в ход пойдут и другие средства. Например, военно-политический союз России с Китаем.
Впрочем, это, наверное, уже самые мрачные прогнозы. Куда более логично, что сейчас, в условиях приближающихся в России выборов, зачастую удобная антиамериканская риторика будет просто продолжена и использована и политиками, и политтехнологами. Некоторый оптимизм внушает тот факт, что совсем недавно была создана рабочая группа «Киссинджер-Примаков», цель которой — «вырабатывать и давать консультации на будущее» лидерам двух государств. И это свидетельствует о том, что высшее руководство, как в Вашингтоне, так и в Москве, используя в частности, вот такие шаги, как нынешний визит в Россию Кондолизы Райс, намерено, по меньшей мере, избежать далеко идущей конфронтации.
Вадим Массальский