Свобода слова: российский вариант

Свобода слова: российский вариант

Свобода слова: российский вариант

В Государственную Думу российского парламента были внесены на рассмотрение поправки к закону «О средствах массовой информации», снимающие с редакций ответственность за публикацию агитационных материалов. После принятия этого законопроекта издания будут лишены возможности отказывать партиям и кандидатам в размещении рекламы, которая раньше могла быть признана противоречащей закону или этическим нормам. Об этом и других событиях — в Еженедельном бюллетене Центра экстремальной журналистики.

Радиостанцию «Русская служба новостей» продолжают сотрясать скандалы. Радиостанция, имевшая когда-то репутацию весьма осторожного СМИ, превратилась в символ отечественной цензуры и давления на журналистов.

«…Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается»
Конституция Российской Федерации. Статья 29

I. «Единое информационное пространство»

1. В ответ на попадание раздел «страны с несвободной прессой» западных рейтингов, Россия запускает проект «Индекс свободы слова». Российский рейтинг будет вести Общественная палата совместно с Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ). Об этом на минувшей неделе сообщила журналистам вице-президент «Медиасоюза» и член Общественной палаты Елена Зелинская.
Критика в адрес российских СМИ со стороны Совета Европы и ЮНЕСКО по поводу безнаказанных убийств журналистов вызвала мгновенную реакцию представителей Общественной палаты России. Каковы будут критерии оценки свободы слова, палата еще не определила. Елена Зелинская перечислила лишь несколько: уровень образования журналистов, рекламный рынок региона, отношения с местной властью.
В ближайшее время в Брюссель будут отправлены документы на регистрацию отделения новой Ассоциации правозащитных организаций, которая будет исследовать уровень гражданских свобод на Западе, добавляет член Общественной палаты Анатолий Кучерена. «В западных докладах сквозит негативный идеологический контекст отношения к нашей стране. Это влияет на имидж России за рубежом, на отношение к русским. Мне как гражданину России неприятно, когда нашу страну, исходя из идеологии, ставят в одну линейку с Афганистаном или Анголой», — сказал он.

2. Администрация Миасского городского округа (Челябинская область) опубликовала условия конкурса по отбору исполнителей на оказание услуг по подготовке и опубликованию материалов о деятельности городской администрации. На конкурс, чьи условия размещены на официальном веб-сайте администрации, выставлено сразу пять лотов, которые охватывают все виды современных масс-медиа: газеты, радио, телевидение и Интернет. Предполагается, что победители, которые определятся в июне, будут получать за свою работу деньги из городского бюджета.
Местное журналистское сообщество встретило конкурс неоднозначно. Прежде всего, это уже не первая попытка местной администрации определить, с кем ей нужно заключать договор на оказание PR-услуг. Предыдущая попытка городских властей по ряду причин встретила протест Федеральной антимонопольной службы. И, похоже, новую инициативу ждет такая же участь, отмечает «URA.Ru».
Более подробно об этом конфликте сообщается в разделе «Конфликт недели».

3. 11 мая у офиса Государственной телерадиокомпании «Владимир» состоялся пикет, в котором приняли участие представители партий «Яблоко», «Справедливая Россия», КПРФ и Аграрной партии России. Пикетчики возмущены тем, что в эфире ГТРК «Владимир» доминирует одна партия — «Единая Россия». Во время пикета все собравшиеся поддержали обращение к председателю Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, лидеру политической партии «Справедливая Россия» Сергею Миронову. В нем, в частности, предлагается, снять с занимаемой должности нынешнего главу ГТРК г-на Матюшкина за «предвзятое отношение телеканала к здоровым политическим силам области». В заявлении подчеркивается, что этот шаг «поможет стабилизировать те негативные тенденции, которые уже начали проявляться на региональном уровне».

4. Журналистский коллектив карельской телекомпании «Петронет» направил открытое письмо главе республики Сергею Катанандову, спикеру местного парламента Николаю Лёвину и руководству Союза журналистов Карелии. В письме выражен протест против политики нового генерального директора компании, бывшего чиновника республиканского правительства Александра Мешкова.
По словам авторов обращения, генеральный директор «Петронета» требует от сотрудников телекомпании ежедневного выхода в эфир материалов, порочащих работу городской администрации Петрозаводска, при этом не принимается во внимание объективность информации и отсутствие доказательной базы. Тем самым, как считают журналисты телекомпании, нарушается федеральный закон о СМИ и попираются нормы журналистской этики.
Основным держателем акций телекомпании «Петронет» является правительство Карелии, поэтому авторы обращения призвали республиканское руководство восстановить нормальную работу редакции. В руководстве Союза журналистов республики уже заявили о поддержке справедливых требований коллег. Наблюдатели это происшествие расценивают как результат длительного конфликта между областными и городскими властями.

II. Цитаты недели

Глава Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и связи и охране культурного наследия Борис Боярсков «не видит политики» в ситуации вокруг неправительственной организации «Интерньюс». Об этом он заявил в эфире радиостанции «Эхо Москвы» 10 мая. По его мнению, «действия правоохранительных органов, видимо, имели под собой основания».
Вместе с тем, Борис Боярсков признал, что прекращение деятельности «Интерньюс» — «это потеря для тех, кто мог получить необходимы знания и профессиональные журналистские навыки». «Если эта ниша не будет заполнена, это будет очень плохо», — отметил он, выразив при этом надежду на то, что «Интерньюс» вернется — в том или ином виде".

III. Конфликт недели

1. Администрация Миасского городского округа (Челябинская область) опубликовала условия конкурса по отбору исполнителей на оказание услуг по подготовке и опубликованию материалов о деятельности городской администрации. На конкурс выставлено сразу пять лотов, которые охватывают все виды современных масс-медиа. Предполагается, что победители, которые определятся в июне, будут получать за свою работу деньги из городского бюджета.
Местное журналистское сообщество встретило конкурс неоднозначно. Прежде всего, это уже не первая попытка местной администрации определить, с кем ей нужно заключать договор на оказание PR-услуг. Предыдущая попытка по ряду причин встретила протест Федеральной антимонопольной службы. И, похоже, новую инициативу ждет такая же участь.
К примеру, в первом лоте выставлен заказ на информирование граждан о работе администрации посредством проводного радио. Однако известно, что право на использование этого канала радиосвязи в Миассе принадлежит официальной телерадиокомпании «Миасс».
Не менее абсурдным выглядит третий лот. По результатам конкурса мэрия обещает определить, с кем ей заключить договор на оказание информационных услуг… на строго определенной телевизионной частоте — 35 ТВК 100 Вт. При этом чиновники не могут не знать, что в пределах Миасского городского округа на этой частоте вещает все та же ТРК «Миасс». Аналогичная история с четвертым лотом, где упоминается «городская газета, выходящая пять раз в неделю». Трудно предположить, что в городской администрации не знают, что в Миассе имеется только одна такая газета — «Миасский рабочий». Эта газета также принадлежит городским властям.
Каждый из пяти лотов в качестве непременного содержит условие: ход подготовки информационных материалов курирует и контролирует представитель заказчика, т.е. городской власти. Причем, каждый материал до его выхода в эфир или опубликования должен быть согласован со стороной заказчика. Фактически это противоречит части пятой статьи 29 Конституции РФ, которая гарантирует свободу массовой информации. В этой статье также прямо заявляется, что «цензура запрещена».
«Мы все понимаем. Многие из нас работали и работают по подобным соглашениям. Это нормальная практика. Но до такого — прямой цензуры, да еще и строго предусмотренной публичным договором, — дело еще, мне кажется, не доходило!», — возмущается главный редактор миасской газеты «Глагол» Владимир Стрельников.
Журналисты считают, что заключением подобных договоров местная администрация расписывается в бессилии своей PR-структуры.

2. Радиостанцию «Русская служба новостей» (новостное подразделение холдинга «Русская медиагруппа») продолжают сотрясать скандалы. Радиостанция, имевшая когда-то репутацию весьма осторожного СМИ, превратилась в символ отечественной цензуры и давления на журналистов.
Все началось в марте этого года, когда руководство РСН уволило корреспондента Ирину Воробьеву, объяснив свое решение «нелояльностью к радиостанции». Воробьева работала на проходившем в Петербурге «Марше несогласных». Однако ее материал так и не прозвучал в эфире. Воробьева же была приглашена на посвященную «Маршу несогласных» передачу на «Эхе Москвы» — уже в качестве очевидца событий. На следующий день она была уволена из РСН.
В защиту журналистки поднялась целая волна в интернете. По репутации РСН был нанесен первый серьезный удар.
Спустя месяц оскандалившееся руководство радиостанции было отправлено в отставку. Во главе РСН встали пришельцы с Первого канала российского телевидения: гендиректором радиостанции стал Александр Школьник, а главным редактором — Всеволод Нерознак. Новое руководство начальство приняло новые правила, которые потрясли журналистов: в эфире должно быть как минимум 50% «позитивных новостей», ньюсмейкерами могут быть только первые лица «Единой России» и члены Общественной палаты, комментировать политические события позволено лишь лояльным власти политологам и правозащитникам.
Недовольство журналистов росло. В «Живом журнале» кем-то из сотрудников радиостанции создан блог «Медиапартизан», который рассказывает о цензуре на РСН. Так, благодаря «партизанам» достоянием гласности стали стоп-листы радиостанции, то есть список лиц, которых запрещено приглашать в эфир.
В списке этом фигурируют, в частности, представители социологического центра Юрия Левады, член партии «Яблоко» Андрей Бабушкин, политолог Дмитрий Орешкин, правозащитница Людмила Алексеева, глава Союза журналистов Игорь Яковенко.
Из РСН начали уходить люди. В апреле заявления об уходе пишут популярные ведущие Мария Макеева и Дмитрий Мунгалов.
Новый виток скандала — демарш ведущей дневных эфиров и ряда авторских передач Анастасии Изюмской. О своем уходе с радиостанции Изюмская объявила в форме открытого письма в «Новой» генеральному директору РСН Александру Школьнику, обвинив его в цензурном вмешательстве в верстку новостных выпусков, в составлении стоп-листов и в обслуживании интересов Кремля.
10 мая — очередной демарш сотрудников радиостанции. Все четыре корреспондента «Русской службы новостей» кладут на стол руководству заявления об увольнении. Их имена — Маргарита Бондаренко, Любовь Ширижек, Артем Хан и Ольга Шипша.

IV. Законодательные инициативы

В Государственную Думу российского парламента были внесены на рассмотрение поправки к закону «О средствах массовой информации», снимающие с редакций ответственность за публикацию агитационных материалов, пишет 14 мая газета «Новые известия». После принятия этого законопроекта издания будут лишены возможности отказывать партиям и кандидатам в размещении рекламы, которая раньше могла быть признана противоречащей закону или этическим нормам.
Инициатором рассмотрения изменений к закону «О СМИ» стал депутат Сергей Иванов. Он предложил признать агитационные материалы «не подлежащими редактированию», включив их в список типов публикаций, за которые редакция органа массовой информации не несет ответственности.
Газета отмечает, что, согласно действующей редакции закона, к типам материалов, за содержание которых СМИ не несет ответственности, относятся обязательные сообщения, сообщения информагентств, материалы пресс-служб, дословное воспроизведение выступлений чиновников и депутатов, перепечатки из других СМИ и выступления в прямом эфире.
Представители основных политических партий уже выступили в поддержку этого законопроекта, тогда как некоторые члены журналистского сообщества полагают, что в результате нововведений может пострадать имидж СМИ.

Составитель бюллетеня — аналитик Центра экстремальной журналистики, кандидат политических наук Михаил Мельников (mel@cjes.ru)

Оценить статью
(0)