Подписанное в прошлые выходные соглашение с Россией о строительстве трубопровода, конечно, принесет в казну этой бывшей советской республики немалую прибыль. Но
Окруженный бескрайними пустынями, Туркменистан является хозяином крупнейших в мире запасов природного газа. Неудивительно, что Россия и Запад, стремящиеся обеспечить себя новыми источниками нефтяных и газовых поставок в условиях все более жесткой борьбы за собственную энергетическую безопасность, обратили свои взоры на эту среднеазиатскую страну.
В прошлые выходные Россия подписала с Туркменистаном соглашение, согласно которому газ по новому трубопроводу будет транспортироваться в северном направлении, т.е. по российской территории. В результате, надежды США и европейских государств на появление трубопровода, по которому газ шел бы на Запад в обход России, берущей под свой контроль все больше энергоресурсов и трубопроводов, теперь поставлены под сомнение.
Однако международное внимание и хорошие перспективы обогащения вовсе не означают, что граждане Туркменистана заживут лучше.
Туркменистан, как и другие развивающиеся страны, в том числе соседние Казахстан и Азербайджан, пытается поднять жизненный уровень своих граждан при помощи энергетических богатств. Сегодня уровень безработицы в бывшей советской республике составляет 60%, при этом 58% населения живут за чертой бедности.
Так называемое «проклятие природных ресурсов» является наследием эпохи прежнего президента Сапармурата Ниязова, который за два десятилетие своего правления изолировал Туркменистан от остального мира и вкачивал государственные средства в крупномасштабные проекты вместо того, чтобы улучшать жизнь граждан.
По мнению Рейчел Денбер, замдиректора европейского и среднеазиатского подразделения организации Human Rights Watch, Туркменистан преследует двойное проклятие - авторитаризм, оставшийся еще с советских времен, а также преступный и достигший извращенных форм культ личности Ниязова. Именно этот фактор еще больше усугубил положение дел в стране.
Глядя сегодня на невозмутимый внешний лоск туркменской столицы,
«При прежнем президенте я впервые за свою жизнь увидел людей, собирающих всякую гниль на помойках, чтобы прокормиться….Может ли такая жизнь быть хорошей?» — говорит нам мужчина средних лет.
«У нас нет ни работы, ни еды, ни образования, ни
Том Мэйн, член антикоррупционной международной группы Global Witness, говорит, что богатые природные ресурсы Туркменистана принесли стране слишком мало пользы. «По всей стране видишь сказочные здания из мрамора, роскошные дворцы, мечети. Сразу можно догадаться, куда шли эти деньги. Непохоже, что при Ниязове их использовали на благо народа».
По словам
По оценке Статистического обзора мировой энергетики компании British Petroleum, в 2005 году Туркменистан занимал 12 место в мире по объему газовых запасов. Эти запасы оценивались в 2,9 триллиона кубометров. Но эти цифры не учитывают недавно найденные месторождения (в общей сложности 7 триллионов кубометров), поскольку эта информация пока не подтверждена экспертами. Дополнительные резервы вывели бы страну на 5 место в мире по запасам газа.
Хотя Россия, борясь за туркменские ресурсы, и одержала победу в недавней «перестрелке», преемник Ниязова, Гурбангулы Бердымухаммедов, проявляет осторожность и не закрывает дверь перед Западом. Так, заявив о подписании соглашения с Россией о строительстве трубопровода, новый президент подчеркнул, что поддерживаемые США планы по строительству трубопровода по дну Каспийского моря также реальны.
Близкий соратник Ниязова,
"Пока что никаких конкретных шагов практически не сделано, — считает Фарид Тухбатуллин из организации «Туркменская правозащитная инициатива», находящейся в Вене. — И если международное сообщество не будет оказывать достаточного давления на нового президента, побуждая его к конкретным действиям, то все надежды на преобразования разобьются вдребезги". С этой позицией согласна и
«Большинство игроков на международной арене видят в раскрывающемся Туркменистане лишь возможность для того, чтобы попробовать найти способ пустить туркменский газ на западные рынки в обход России, — говорит
А вот один пожилой представитель интеллигенции из Ашхабада, который за свою жизнь был свидетелем прихода и ухода многих диктаторов, советует проявить терпение.
«У туркмен есть одна пословица, которой я стараюсь следовать по жизни, — говорит он. — Не желай смерти своему врагу, а лучше попроси у Аллаха долгой жизни для себя».
Собственный перевод