Собака на сене

Собака на сене

Собака на сене
То, о необходимости чего так долго говорили большевики, свершилось — «Газпром» наконец подписал договор о покупке 50% акций «Белтрансгаза». Таким образом, российская газовая монополия получила доступ к управлению магистральными трубопроводами, по которым экспортируется четвертая часть российского газа.
«Газпром» уже давно пытается получить контроль над «Белтрансгазом». Еще в 1994 году В.Черномырдин, возглавлявший тогда правительство России, сразу после выборов в Белоруссии предложил новому президенту страны А.Лукашенко приватизировать и продать «Газпрому» «Белтрансгаз». Отметим, что открытая поддержка господина Черномырдина позволила А.Лукашенко победить на выборах своего оппонента В.Кебича. А спустя два года Виктор Черномырдин приезжал в Минск, чтобы примирить оппозиционно настроенный к президенту белорусский парламент. Примирение состоялось, парламент распустили, но «Белтрансгаз» так и не был приватизирован. Даже когда в 2002 году президент РФ. В. Путин поставил свою подпись рядом с подписью А.Лукашенко под пакетными документами о создании СП на базе «Белтрансгаза» до 1 июля 2003 года, ничего не изменилось.
Что ж, подписанный 18 мая 2007 года документ стал итогом 13 лет сложных переговоров, и «Газпром» решил максимально обезопасить себя, предусмотрев разрешение спорных вопросов в иностранном третейском суде — именно из-за этого подпункта подписание соглашения в минувшую пятницу опять едва не сорвалось. Насчет третейского иностранного суда замечу — логика «Газпрома» понятна, но, боюсь, они недооценивают некоторые личные качества Президента Белоруссии.
В соответствии с договором, «Газпром» приобретает 50% акций «Белтрансгаза» за 2,5 миллиарда долларов. Оплата акций будет осуществляться равными долями в четыре этапа на протяжении 2007–2010 годов. На каждом этапе «Газпром» будет приобретать 12,5% акций «Белтрансгаза».
Согласно проекту договора, спорные вопросы сторон должны были решаться по белорусскому законодательству. Кроме того, в документе должны были быть оговорены гарантии заполнения белорусского газопровода (не ниже, чем в настоящее время) и размер надбавки при продаже газа «Белтрансгазом» внутренним потребителям (ожидается, что она будет существенно ниже, чем в 2006 году, когда надбавка составляла 18 долларов за тысячу кубометров). Касательно второго и третьего вопросов — проект не претерпел изменений. Что же относится к вопросам применения права при возможных спорных ситуациях — «Газпром» почему-то был не в восторге от белорусского законодательства. В результате, Россия с Белоруссией, в случае чего, предположительно будут судиться в Стокгольме (хотя лично я порекомендовал бы Печерский районный суд города Киева).
Немного собственно о «Белтрансгазе». На начало 2007 года газотранспортная система, обслуживаемая ОАО «Белтрансгаз», включала в себя 6983 км газопроводов в однониточном исчислении диаметром от 100 до 1400 мм. Кроме того, ОАО «Белтрансгаз» обслуживает белорусский участок магистрального газопровода «Ямал-Европа», принадлежащего ОАО «Газпром». В состав газотранспортной системы «Белтрансгаза» включаются также: 6 линейных компрессорных станций с 16 компрессорными цехами общей установленной мощностью 640,6 МВт (кроме того, 1 компрессорный цех газопровода «Ямал-Европа» с установленной мощностью 80 МВт); 2 подземных хранилища газа с компрессорными станциями мощностью 9,1 МВт; 223 газораспределительные станции; 6 газоизмерительных станций; 24 автомобильные газонаполнительные компрессорные станции суммарной производительностью 9000 заправок в сутки. Проектная производительность ОАО «Белтрансгаз» на входе в республику составляет 51 млрд. м3; кроме того, производительность газопровода «Ямал-Европа» — 34 млрд. м3 при полном освоении. В 2007 году «Газпром» поставит в Белоруссию 21,8 млрд. кубометров газа. Транзит российского газа по территории республики в этом году составит 45,8 млрд. кубометров.
Договоренность о продаже «Газпрому» половины «Белтрансгаза» была достигнута еще в ходе новогоднего конфликта двух стран о поставках газа Белоруссии. Контроль над «Белтрансгазом» позволит России снизить зависимость от транзитных территорий и расширяет возможности формирования тарифов на прокачку летучих углеводородов по территории Белоруссии. Для Белоруссии обещание сделки с «Газпромом» уже обернулось низкой ценой российского газа — вместо зафиксированных в предновогоднем соглашении 100 долларов за тысячу кубометров в первом полугодии нынешнего года белорусская сторона платит лишь 55 долларов. «Газпром» настоял на включении в договор купли-продажи акций обязательства белорусской стороны не вводить особое право государства («золотую акцию») на участие в управлении «Белтрансгаза». Отметим, что сделка несет для России определенный риск, поскольку 50% акций — не контрольный пакет.
Подписанный договор — свидетельство того, насколько нехороши дела у Лукашенко. С подписанием документов о продаже акций «Белтрансгаза» белорусское общество, пожалуй, впервые узнало: Батька не всесилен. Более того — он ослаб. А еще больше ослабла экономика Белоруссии. А ведь еще совсем недавно Президент Белоруссии так рьяно доказывал, что потери контроля над «трубой» не допустит, так яростно грозил россиянам — и вдруг отказался от собственности, за которую вел настоящую войну. Видимо, Лукашенко вынужден договариваться с Россией — белорусская экономика не выдержит рыночных цен, а обвал командно-административной «стабильности» грозит социальными потрясениями. Это, в свою очередь, — прямая угроза власти Лукашенко.
Подписание договора по приобретению «Газпромом» «Белтрансгаза» выглядит  довольно символичным.  Как бы застыл в воздухе вопрос — что Украина собирается делать со своей газотранспортной системой? Доводы противников и сторонников создания международного газотранспортного консорциума известны настолько хорошо, что повторять их в очередной раз бессмысленно. Но, вопрос не решается ни в ту, ни в иную сторону.
Понятно, что есть нюансы, связанные с законодательством. Так, например, пресловутый закон от 6 февраля, пролоббированный Юлией Тимошенко и поддержанный 407 народными депутатами, запрещает приватизацию отечественной ГТС. Кстати, его можно было и не принимать — давно существует закон «О трубопроводном транспорте», который запрещает продажу, сдачу в аренду или концессию существующих нефте- и газотранспортных систем нашей страны.
Но закон это дело такое, в случае чего его можно и отменить. Вот только для этого нужна воля. А самое главное — экономическая и политическая целесообразность. Пока, Украине выгодно сохранение ГТС в государственной собственности. Но, как и все в этом мире, газотранспортная система — не вечна, она подвержена старению. И пусть в действительности техническое состояние украинской ГТС отнюдь не так плохо, как порой об этом говорят сторонники консорциума. Более того, автору этих строк попадались сравнительные исследования одного солидного банковского учреждения, из которых можно сделать вывод, что наша ГТС с технической точки зрения выглядит весьма неплохо по сравнению, скажем, с венгерской или словацкой системами. Но, во-первых, есть еще такое понятие, как технологическое состояние. В этом вопросе поводов для оптимизма мало — внедрением прогрессивных технологий не пахнет. Да и техническое состояние ГТС Украины имеет свойство к постепенному ухудшению. При этом никто не спешит решать вопросы, связанные с ее модернизацией. Видимо причина банальна — отсутствие денег. Но, если сторонники создания консорциума этому тихо радуются — со временем не останется другого выхода, как продать украинскую ГТС тому же «Газпрому», то позиция его противников не понятна — они своим бездействием сами доводят до необходимости продажи ГТС. И самое обидное состоит в том, что если сторонники сохранения украинской газотранспортной системы продолжат заниматься исключительно патриотической риторикой, продана наша ГТС со временем будет за копейки. Позавидуем стоимости «Белтрансгаза».
 
Федор Петренко
Оценить статью
(0)