Пушкин на берегах Темзы

Пушкин на берегах Темзы

В Лондоне уже пять лет устраивается  турнир. Турнир – это  дань средневековой  традиции. Но речь  не о рыцарском турнире. В Лондоне в этом году пройдёт пятый турнир поэтов. Критики отмечают, что это  самое масштабное событие в литературной жизни русского Зарубежья.   И главная интрига кроется в самом названии: «Международный турнир поэтов "Пушкин в Британии"». Русская служба «Голоса Америки» взяла интервью у организатора турнира, он же председатель жюри, – поэта Олега Борушко.
Сергей Москалев: Олег, памятуя, что классик никогда не бывал за границей, с чего бы вдруг в название была внесена эта формула: «Пушкин в Британии»?
Олег Борушко: Это надо вернуться к самой истории  фестиваля. Когда я приехал в Лондон, мне было скучно, я сидел у себя в садике, и решил дать  объявление, что в Лондоне организуется литературное объединение для русских авторов, которые сочиняют стихи, прозу, драмы. И был такой отклик неожиданный, мастер-класс начал заниматься – он называется «Мастер-класс – литобъединение». И спустя год один из самых бойких поэтов говорит: «Олег Матвеич, как бы нам уже понять, кто у нас лучший поэт? Давайте проведём конкурс – мы почитаем, а вы скажете, кто лучший».
И тут мелькает идея о том, чтобы сделать  конкурс не в нашем лит объединении, а по всей Англии, и провести его в форме турнира поэтов. В советское время в малом зале Центрального дома литераторов проводились турниры, где выходили все желающие поэты и читали со сцены. Публика простым поднятием рук выбирала «короля поэтов». Однако из истории русской литературы известно, что в начале века на турнирах поэтов побеждали поэты второго, а то и третьего ряда – скажем, Игорь Северянин, Сергей Городецкий и т.д.
Так вот, мелькает такая идея, а дальше… Пушкин за границей-то не был, но у Пушкина большое количество строк,  связанных с Великобританией. Как это ни странно. Англия была, видимо, какая-то актуальная страна для русских интеллектуалов XIX века. И придумывается такой формат: я даю строку «Скучая, может быть, над Темзою скупою…». Русским авторам предлагается продолжить пушкинское стихотворение и прислать на конкурс ещё десять своих стихотворений.
С.М.: А когда прошёл первый турнир поэтов?
О.Б.: Первый турнир состоялся у нас в 2003 году с той самой строчкой «Скучая, может быть, над Темзою скупою…». Он был скромный, этот турнир, на южном берегу Темзы, в театре под названием «Менье». «Менье» – это шоколадная фабрика, которая была конвертирована в театр, он  так и называется теперь «Менье». Но, как выяснилось, «Менье» – это был любимый шоколад Пушкина, старейшая французская марка шоколада. Вот такое странное совпадение.
С.М.: А кто они, участники турнира, что за люди, что за публика?
О.Б.: О первом турнире мы дали объявление – тогда уже было две русскоязычных газеты в Англии, дали объявления в этих двух газетах. И посыпались рукописи, причём из каких-то медвежьих уголков Англии. Плюс к этому, чего мы не ожидали, стали приходить рукописи из- за границы, из других стран. Мы даже представить себе такого не могли. Стихи тогда приходили ещё в конвертах на адрес редакции газеты. Я отобрал тринадцать лучших. Сформировали жюри, самым известным человеком в первом жюри был Сева Новгородцев, помните, программа «Город Лондон, Би-би-си…»,  ну, и я конечно.
С.М.: А из Штатов кто-то был?
О.Б.: Из Штатов подала рукопись Мария Гордон. Она у вас там, кажется, такая телевизионная звезда на RTVi, но её никто не знал как поэта. И она прислала тогда рукопись, приехала – и победила. А по условиям турнира было заявлено: первый король поэтов, или королева, становится пожизненным членом большого жюри. С тех пор у нас Мария Гордон пожизненный член большого жюри. Она же королева первого турнира поэтов.
С.М.: То есть победители получают какой-то титул?
О.Б.: У нас разыгрывается три титула: король поэтов, вице-король и герольд. Если это женщина, то соответственно королева, вице-королева и герольдина. В разные годы мы пробовали добавлять призы, но в итоге мы это отмели, и осталось у нас три главных приза и премия «Поэт и толпа».
С.М.: Турнир, который пройдёт в этом году, – чем он будет отличаться от предыдущих?
О.Б.: Многим. Но мы перескочили через пять лет. После первого турнира, когда мы объявили второй (он проходил  в день рождения Пушкина), мы поняли: есть интерес со стороны авторов, проживающих за границей, за границей Великобритании в данном случае. Строчкой турнира  была заявлена опять же пушкинская строка «Что нужно Лондону, то рано для Москвы». Объявили о турнире в нескольких русскоязычных газетах в Европе и, по-моему, в «Новом русском слове»...
С.М.: В нью-йоркской газете?
О.Б.: Да, в нью-йоркской… Мы дали тогда рекламу турнира. И пошли рукописи из разных стран.
В жюри в разные годы бывали у нас  Рима Казакова, Лев Аннинский, Владимир Бондаренко, Виктор Ерофеев, Михаил Попов, Мария Гордон. Был Юрий Поляков, «Литературка» вообще нас всё время поддерживала. Александр Городницкий был в жюри, мы делали в один из годов номинацию бардов, которую потом отменили, потому что барды не выдержали в соревновании с поэтами, и среди бардов даже не была присуждена первая премия, как раз в тот год, когда Городницкий был в жюри.
Интересная такая деталь: когда на второй год приехала Рима Казакова с  Поляковым, Юрий Михайлович мне говорил: «Я думал, Олег, что у тебя тут капустник, как за границей, выйдут какие-то вялые поэты…», и когда увидел   уровень – этого никто не ожидал».  Нужно сказать, сознание-то у наших литераторов, у тех кто живёт в России, такое москвоцентричное, то есть им всем кажется, что самые сильные поэты живут в Москве. И никто не ожидал, что достаточно большое количество сильных авторов, интересных, живёт за пределами России. Это было то самое главное, что «Пушкин в Британии» продемонстрировал и открыл. Ведь почему на мой взгляд, фестиваль стал самым крупным и таким популярным? Потому что он создал форум, трибуну.
С.М.: Да, Олег, действительно на интернет-сайтах было такое сообщение, что этот турнир – он самый крупный, и, в общем, размах у него мировой. Но возникает вопрос: любому «мировому размаху» требуются и деньжищи, как пел Высоцкий – «огромные тыщи». То есть опять же – откуда деньжищи, Олег?
О.Б.:
Город Гринвич
Сбылся идеал
Я торгую антиквариатом,
И таким довольный вариантом,
Я и нулевой меридиан.
Я финансирую его сам, и финансировал его сам с самого начала. Я занимаюсь антиквариатом, и вырученные от этого деньги вкладываю в турнир поэтов. Поэтому у нас нет спонсоров. Не было до последнего года. В прошлом году впервые немного помог Швыдкой Михаил Ефимович, руководитель федерального агентства по культуре и кинематографии России, причём совершенно по собственной инициативе. Приехал в Лондон, узнал , что такое проходит, предложил помощь и реально помог небольшой суммой. Поэтому прошлогодний фестиваль мне вместо 50 тысяч фунтов стоил 42.
С.М.: А вот скажи, твои в прошлом сокурсники по МГИМО (ты же когда-то заканчивал МГИМО), среди них наверняка немало богатых людей, они как-нибудь помогают?
О.Б.: Совершенно никак они не помогают.
С.М.: То есть вообще никак?
О.Б.: Деньгами не помогает пока что никто. Но вот, как это ни странно, мы открыли мероприятие этого года впервые  приёмом в британском посольстве в Москве. Посол Её Величества в России Тони Брентон любезно согласился и принял в этом живейшее участие. Двадцать второго марта провели на Смоленской набережной этот приём, который назывался «Пушкин в Британии –  пятилетний юбилей». Вот таким образом посольство нас поддержало, и в том числе, получается, материально.
С.М.: Британское посольство?
О.Б.: Да, британское посольство в Москве. Но надо сказать, что русское посольство в Британии в прошлом году тоже устроило  приём в честь открытия фестиваля. В принципе всё это можно  как-то в деньги перевести, поскольку приём – мероприятие не очень дешёвое, и ни приём в русском посольстве в прошлом году, ни в этом году в британском мне ни копейки не стоил. В этом году впервые на нас обратило внимание правительство России и включило в программу «Год русского языка». Так что, может быть, будет полегче и размах будет ещё больше.
С.М.: Олег, я хотел бы вернуться к этой строчке: «Скучая, может быть, над Темзою скупою…». Кстати, почему у Пушкина Темза скупая (это к вопросу о деньгах)?
О.Б.: Я думаю, что применить эпитет «сухой» к водной глади не получалось… Я думаю, здесь какой-то общий ветерок сдержанности английского характера, в этом эпитете…
С.М.: Скажи, какие надежды ты возлагаешь на предстоящий турнир?
О.Б.: Турнир который пройдёт в этом году будет, сильно отличается. Во-первых, строка у нас в этом году была заявлена «В высоком лондонском кругу…». И у нас есть несколько новшеств:  мы, например, в этом году ввели впервые номинацию прозы, короткого рассказа – в 600 слов с пушкинской же строкой, из наброска «Пётр Первый», а строка звучит так: «Лондон ему нравился, потому что богатые люди в нём одеваются просто». Я думаю, что это будет зрелище интересное: выходит автор на сцену, и каждый раз начинает с этой строки. Соответственно авторы прислали рассказы. Но вообще на нашем сайте можно уже всё посмотреть,  произведения все опубликованы. Сайт www.pushkininbritain.com, то есть Пушкин в Британии…
В этом году турнир поэтов хоть и главное,  но лишь одно из мероприятий, которые проходят в рамках «Пушкин в Британии». У нас проходят и  традиционные мероприятия: поездка на теплоходе по Темзе, с  поэтическим капустником, потом есть поэтический «джем-сешн», где все, и финалисты, и жюри в том числе, читают стихи. Мы издаём книгу, перед турниром – финалисты, их работы. В этом году и прозаиков добавим, и добавим ещё английские переводы. На турнир  приходит много англичан, как ни странно, и мы в этом году впервые сделаем экран, где будет параллельно идти английский подстрочник, потому что до этого для меня было загадкой: сидят англичане, которые ни слова не понимают, но с упоением слушают русскую поэзию…
И еще я хочу 19 октября, в «лицейский день», сделать такой вечер русской поэзии в Ковент-гардене, на одной из центральных площадок Лондона, может быть, получится на Трафальгарской площади, где просто в течение трёх  часов русские поэты из разных стран мира будут читать стихи. Такая «болдинская осень» в Лондоне.  Из «Нового мира» приедет архив «Звучащая поэзия», то есть приедут голоса Мандельштама, Пастернака, Ахматовой, приедет спектакль одного актёра… Ну, и федеральное агентство хочет ещё добавить несколько мероприятий. Но мы посмотрим, как это в формат ложится. Самое главное всё же – турнир поэтов, и я не даю, чтобы его погребли под шароварно-матрёшечными и кулинарными изысками.

Сергей Москалев

Оценить статью
(0)