В последние недели СМИ на все лады твердят о том, что бывший министр обороны Грузии Ираклий Окруашвили планирует основать политическую партию, которая займет оппозиционною позицию по отношению к бывшему руководителю и наставнику Окруашвили — президенту Михаилу Саакашвили. Средства массовой информации сообщают, что создание партии «ожидается в самое ближайшее время». Окруашвили не опровергает и не подтверждает эти сообщения, а некоторые политологи задаются вопросом, что может стоять за этими слухами.
Об этой истории впервые заговорили 16 мая, когда известная своими оппозиционными настроениями грузинская газета «Резонанси» («Резонанс») и ИА «ИнтерпрессНьюс» сообщили, что Окруашвили открыл
Офис партии, однако, так и не открылся. Как не последовало и никакого официального заявления неуловимого Окруашвили на этот счет. Заместитель главного редактора газеты «Резонанси» Элисо Чапидзе тем не менее говорит, что издание не отказывается от своих слов и продолжает утверждать, что источник этой информации «вполне надежен».
В ноябре 2006 года Окруашвили внезапно сложил с себя министерские полномочия после того, как его сняли с занимаемой им должности и назначили на пост министра экономического развития. Известный своими непримиримыми взглядами по вопросу урегулирования конфликтов и состояния
Тогда высказывались различные предположения по поводу того, присоединится ли рассерженный Окруашвили к рядам оппозиции. С того момента прошло уже много месяцев, но по поводу конкретных планов и местонахождения
Грузинские и российские СМИ сообщают, что он находится то в Лондоне, то в Киеве. 22 мая ряд грузинских агентств сообщили, что его видели на контролируемой Грузией территории Южной Осетии, где Окруашвили якобы встречался с Дмитрием Санакоевым — недавно назначенным главой новой административное единицы Грузии на этой территории.
Санакоев публично отверг эти сообщения, утверждая, что журналисты, вероятно, спутали с бывшим министром его друга Георгия Окруашвили. Официальный представитель Санакоева на телефонные звонки не ответил.
Тот факт, что спустя семь месяцев после ухода Окруашвили из правительства СМИ продолжают муссировать эту тему, свидетельствует о неустойчивом состоянии грузинской политики, считает политолог Малхаз Мацаберидзе. «Люди не удовлетворены нынешними [стоящими у власти] политиками, но они не видят другой альтернативы», — отмечает он.
Хотя рейтинг правящей партии Саакашвили падает, оппозиционные партии не набирают силы, подчеркивает профессор Тбилисского государственного университета Мацаберидзе. Недовольство лидерами как правящей, так и оппозиционных партий ощущается повсюду, добавляет он.
Образовавшийся вакуум, по мнению Мацаберизде, как раз и может заполнить Окруашвили. «Оппозицию должен возглавить сильный, харизматичный лидер, — считает он. — Рейтинг Окруашвили на посту министра обороны был высок. Эти слухи начали циркулировать, как только он ушел из правительства».
Некоторые представители оппозиции, однако, скептически оценивают шансы Окруашвили в грузинской политике. «В политическом смысле он крайне слабая фигура. У него нет ни политической поддержки, ни политической платформы, — отмечает международный секретарь партии „Новые правые“ Георгий Мосидзе. — Он не политик».
В СМИ также высказываются предположения, что Окруашвили подумывает заключить альянс с бывшим лидером Консервативной партии Кобой Давиташвили, главой новой оппозиционной Народной партии, в прошлом периодически поддерживавшим президента Саакашвили. Давиташвили отрицает эти сообщения, хотя и не исключает возможности сотрудничества с Окруашвили в будущем.
«Очень трудно сказать
21 мая российская ежедневная газета «Известия» распространила еще одну теорию: как утверждала газета, Саакашвили сам заинтересован в том, чтобы его близкий союзник сделал вид, что переходит в оппозицию. В последнее время Европейский Союз, Совет Европы и НАТО критикуют Тбилиси за слабость грузинской оппозиции.
Но, по словам Мацаберидзе, первым, кому должны пойти на пользу эти слухи, является сам Окруашвили. Любого политика — даже такого известного и горячего, как бывший министр обороны — скоро забудут, если он(а) слишком долго не будет появляться на первых страницах газет и на экранах телевизоров, отмечает политолог.
«Информацию распространяют СМИ. Может быть, это такая попытка прощупать общественное мнение — хочет ли общественность, чтобы Окруашвили основал оппозиционную партию? — говорит Мацаберидзе. — Сейчас Окруашвили не принимает активного участия в политике…и в его интересах, чтобы такого рода информация периодически появлялась и напоминала людям о его существовании».
Молли Корсо, независимый репортер и фотожурналист из Тбилиси