Предыдущая статья

Карабах: разрыв старого нарыва?

Следующая статья
Поделиться
Оценка

В мае нынешнего года поразительно резко усилилась международная активность вокруг застарелой карабахской проблемы. Засуетились дипломаты, активизировались политики, воспряли духом аналитики и эксперты…
В регенерации всплеска интереса к таким вопросам бывают задействованы силы и персонажи, которые не объявляют заранее своих перспективных планов. А внешне застывшие конфликты — имеют свою внутреннюю логику развития. Из логично объяснимых причин, наиболее достоверной выглядит желание нового руководства ОБСЕ показать свою практическую действенность по сравнению с прежними европейскими администрациями.

Международная панорама

10 мая новый действующий председатель ОБСЕ, министр иностранных дел Испании Мигель Анхель Моратинос обсудил в Мадриде с сопредседателями Минской группы ОБСЕ (МГ) пути мирного разрешения нагорно-карабахского конфликта и одобрил их деятельность. Сопредседатели выехали в район конфликта. Глава ОБСЕ также намерен углубить свое преставление о ситуации на месте и призвать стороны к скорейшему согласованию основных принципов урегулирования.
10–11 мая в Страсбурге состоялись индивидуальные консультации с главами МИД Армении и Азербайджана, где обсуждались прежде еще несогласованные базовые принципы урегулирования. Генеральный секретарь Совета Европы Терри Дэвис со своей стороны заявил, что СЕ крайне заинтересован в скорейшем разрешении карабахского конфликта. Отметив прогресс, достигнутый в ходе прошедших переговоров, он выразил надежду, что в ближайшее время станет возможным возвращение беженцев в их родные места.
16 мая миссия ОБСЕ провела мониторинг линии соприкосновения вооруженных сил Нагорного Карабаха и Азербайджана на Агдамском направлении. Мониторинг прошел в соответствии с намеченным графиком. Однако азербайджанская сторона не вывела миссию на свои передовые рубежи, в результате чего мониторинговым группам пришлось вести наблюдение с более отдаленной дистанции. Нарушений режима прекращения огня зафиксировано не было.
25 мая французский и российский сопредседатели Минской группы ОБСЕ на пресс-конференции в Баку заявили, что они признают Нагорный Карабах составной частью Азербайджана и предусматривают вывод войск «из всех оккупированных территорий». По словам одного из сопредседателей Минской группы ОСБЕ в Азербайджане, российского посредника Юрия Мерзлякова, их предложения предусматривают вывод войск из всех оккупированных территорий: «В итоге все территории должны быть возвращены под контроль Азербайджана». Французский сопредседатель Бернар Фасье заявил, что во всяком конфликте прежде всего необходимо определить, как легче всего его решить. Наиболее логичный, по мнению сопредседателей, первый шаг — возврат семи районов Азербайджану.
Посредникам удалось получить согласие президентов двух стран, Армении и Азербайджана, на проведение их встречи 9 июня в Санкт-Петербурге в рамках неформального саммита СНГ. Г-н Фасье в то же время дал понять, что не стоит ожидать решения всех проблем. В свою очередь, г-н Мерзляков заметил, что несогласованных вопросов осталось не так много. Возможный успех встречи в Санкт-Петербурге сможет помочь в достижении серьезного «прорыва» в урегулировании застарелого конфликта.

Выборы в Карабахе

Ещё одной видимой причиной необычной международной активности, по всей вероятности, станут намеченные на июль президентские выборы в Нагорном Карабахе. Эти выборы, впервые проводимые по значительно изменённому Избирательному Кодексу, должны, по мнению организаторов, серьёзно продвинуть непризнанную республику в деле укрепления собственного суверенитета. Регистрация инициативных групп кандидатов уже завершилась, регистрация самих кандидатов началась 30 мая и завершится 19 июня. 20 июня стартует сама предвыборная агитация. Около месяца назад парламент принял 124 поправки в Избирательный кодекс, что, судя по всему, наложит свой отпечаток на темпы и характер предвыборного процесса. Тем не менее, нормальная рутинная предвыборная работа уже идет: составляются списки избирателей, регистрируются наблюдатели, СМИ, журналисты, готовятся необходимые документы.
Право приглашать наблюдателей закреплено за президентом, парламентом, правительством и Центральной избирательной комиссией. Как сказал председатель ЦИК НК Сергей Насибян: «Мы, конечно, приглашаем наблюдателей из международных структур, но они пока избегают визитов в Карабах. В основном приезжают представители парламентских и правозащитных организаций. На этот раз наша комиссия обратилась в ЦИК Армении и к послу ИРИ в Армении с просьбой направить наблюдателей. Насколько мне известно, официальных подтверждений о приезде пока нет, есть только согласие на уровне приватных бесед».
Правительство Нагорного Карабаха предпринимает также последовательные шаги по укреплению приграничных населенных пунктов своей республики. На рабочем совещании в правительстве обсужден вопрос о предоставлении населенному пункту Тонашен Мартакертского района НК статуса общины. В этой связи предусмотрено внесение изменений и дополнений в закон «Об административно-территориальном делении НКР». Премьер-министр НК Анушаван Даниелян отметил стратегическое значение восстановления и заселения приграничных населенных пунктов. По его убеждению, настало время, чтобы и соседнее с Тонашеном село Дастакерт также было заселено и пополнило ряды общин республики.

Позиция Армении

Армения сегодня относительно вяло занимается карабахским конфликтом, больше сконцентрировавшись на своих внутренних проблемах. Политические силы Армении ждут момента подписания договора об урегулировании нагорно-карабахского конфликта для того, чтобы осуществить смену власти по принципу 1997 года, когда первый президент вынужден был подать в отставку. Поэтому, до окончания полномочий президента Армении Роберта Кочаряна, договора о мире, по всей видимости, подписано не будет, поскольку действующий президент, естественно, не возьмет на себя подобной ответственности. Армения не привлекает к переговорному процессу самих представителей Нагорного Карабаха, решив, вероятно, что данная уступка в целом повышает ее шансы на желательное разрешение других насущных вопросов.
Экс-советник
президента Нагорного Карабаха, эксперт аналитического центра Манвел Саркисян обвинил власти Армении в нежелании вовлекать представителей Нагорного Карабаха в процесс переговоров по урегулированию карабахского конфликта. Он посчитал не выдерживающими критики заявления главы МИД Армении Вардана Осканяна о том, что единоличное участие Армении в переговорах было своего рода уступкой в интересах дела, поскольку в обратном случае азербайджанская сторона и вовсе не согласилась бы участвовать в переговорах. Говоря о настоятельной необходимости вовлечения Нагорного Карабаха в процесс переговоров, он заметил, что Армения и Азербайджан сами рассматривают вопрос только в контексте территориальных претензий, в то время как при вовлечении Степанакерта проблематика вопроса обсуждается совершенно в ином русле.
В то же время , упомянутый выше г-н Фасье, также высказал мысль, что на определенном этапе вовлечение Нагорного Карабаха в переговорный процесс «может быть очень полезным и необходимым, и даже чрезвычайно важным».

Позиция Азербайджана

По мнению азербайджанской стороны конфликта, сопредседатели, Россия и Запад каждый раз под каким-то новым оформлением подают ей прежний, не устраивающий ее вариант. Они делают вывод, что совершенно очевидна попытка придания независимости силой самопровозглашенной республике, и, в конечном счете, ее присоединения к Армении. И все, что сейчас говорят посредники относительно достигнутого сближения позиций, нахождения какой-то формулы успеха, свидетельствует, по ее мнению, о том, что Азербайджан наверняка готовят к каким-то вынужденным компромиссам. Хотя, если бы одновременно посредники смогли заставить Армению тоже пойти на какие-то приемлемые для Азербайджана компромиссы, по его мнению, возможно, соглашение было бы достигнуто.
Азербайджан, в отличие от Армении, довольно активен на многих направлениях деятельности. Он предлагает Карабаху практически любую степень внутренней автономии в составе своего государства, обещает огромные финансовые субсидии на восстановление социальной и хозяйственной инфраструктуры. Но власти Карабаха на эти предложения, не реагируют.
Помимо активной дипломатической деятельности, Азербайджан предпринимает активные собственные шаги в других направлениях возможностей разрешения конфликта. Средства, полученные от продажи нефти, вкладываются в оснащение и перевооружение армии. Ильхам Алиев заявляет, что Азербайджан должен нарастить силы в 10–12 раз превышающие силы Армении, чтобы «более не возникло никаких сомнений в возможности вернуть утраченные Азербайджаном земли». На любые предложения сохранения неподчиненного Азербайджану будущего статуса Нагорного Карабаха азербайджанская сторона отвечает категорическим отказом.

Дополнительный курдский фактор?

За последние месяцы (конец 2006 — первый квартал 2007 гг.) из Турции и Ирака были переселены от 60 до 70 тысяч курдов. В Азербайджан они доставляются на автобусах, на некоторых из которых нарисован герб Рабочей Партии Курдистана (РПК). Курды компактно расселяются в селах западных районов Азербайджана, а также в некоторых городах. Кроме того, некоторое их количество поселились в Нахичеванской Автономной Республике.Расселением занимаются в основном местные чиновники, так же курды по национальности. При въезде в Азербайджан новым поселенцам выдают удостоверения личности сроком на один год. Они в короткий срок получают хорошую работу и контролируют различные сферы бизнеса. В западных районах Азербайджана курды в основном контролируют продажу металла, в Нахичевани занимаются строительным бизнесом. Переселенцы, как правило, состоятельны. Они арендуют дорогие дома азербайджанцев, многие имеют иномарки.
Переселившиеся в Азербайджан курды зачастую конфликтуют с местным тюркским населением. Многие имеют при себе оружие и время от времени пугают жителей азербайджанских сел. Согласно свидетельствам местного населения, в горной зоне Ханлара курды создали военно-учебный лагерь, где проводят учения новобранцев. Азербайджанские наблюдатели считают, что в скором будущем число курдов в Азербайджане может возрасти до 200 тысяч.
Всё это вызвало довольно бурную реакцию в республике. Тот факт, что президент Азербайджана Ильхам Алиев, а также ряд других влиятельных политических деятелей республики, являются этническими курдами, позволил прессе заговорить о «курдском заговоре» против азербайджанцев. Азербайджанцы обоснованно опасаются, что речь может идти о стремлении включить некоторые районы страны в состав будущего Курдистана, для чего курды намеренно расширяют собственный ареал проживания. Вместе с тем, журналисты, несмотря на достаточно внимательное отслеживание процесса переселения, не обладают достаточной информацией о причинах и целях этой новой политики руководства Азербайджана.
Зачем Азербайджану понадобились курды на своей территории? Среди многих версий высказывается и такая, что они являются «тайным оружием» Ильхама Алиева в грядущей битве за Карабах. Курды в основном расселяются в приграничных с Арменией районах, где компактно проживает тюркское население. Вполне вероятно, что после того, как переселенцы прочно обоснуются на этих территориях, их попытаются использовать в противостоянии с армянами. Это, конечно, вовсе еще не означает, что Азербайджан готовится развязать новую войну за Нагорный Карабах, и использовать курдов в этой войне. Но однозначно твердо можно утверждать только одно: азербайджанцы не намерены ждать милости от мирового сообщества, и активно предпринимают свои собственные шаги по желаемому им разрешению застаревшей проблемы.

Общие выводы

Все прежние предложения переговорного процесса о выделении территориальных коридоров, о возможности сохранения статус-кво — сегодня больше не обсуждаются. Они показали свою полную неэффективность. Речь идет только о действительно радикальных шагах. Это свидетельствует о том, что, если стороны конфликта действительно хотят существенного прогресса в разрешении проблемы — они способны искать и находить новые пути реформации своих старых представлений. Так что, по всей видимости, наиболее неразрешимый и затвердевший конфликт на территории бывшего СССР сегодня наиболее близок к тому, чтобы показать пример решительного набора динамичности и конструктивизма.
Будущая встреча президентов Армении и Азербайджана, активное подключение к сдвигу конфликта с мертвой точки и нахождения путей его конечного разрешения — вселяют некоторые надежды. Чем закончится новый раунд внезапного всеобщего интереса и поразительной международной активности вокруг застарелой и внешне застывшей карабахской проблемы, покажет время.
Ясно одно: на этот раз ситуация просто обречена сдвинуться с той мертвой точки, на которой она покоится много лет. По выходе из нынешнего раунда переговоров, она, несомненно, станет другой. Об этом говорят и совершенно новые предложения сопредседателей процесса, и новая риторика, и сам тон переговоров, и участившиеся, весьма многообещающие контакты высших руководящих лиц армянского и азербайджанского государств.

Strannik для DUMAEM.RU