Предыдущая статья

Туркменистан: президент стремится создать благоприятную инвестиционную обстановку

Следующая статья
Поделиться
Оценка

Не выпуская из своих рук контроля над политической жизнью страны, президент Гурбангулы Бердымухаммедов явно намерен превратить Туркменистан в более привлекательное место для зарубежных инвесторов. Похоже, что выиграть от такой перестройки в экономике имеют все шансы Россия и Иран.
В июне Бердымухаммедов был занят до крайности: он заключал сделки с российскими энергетическими концернами, нащупывал почву для сближения с Азербайджаном, а 15- 16 июня совершил поездку в Тегеран с целью укрепления двусторонних экономических связей. Между Ираном и четырьмя остальными прикаспийскими странами — Азербайджаном, Казахстаном, Россией и Туркменистаном — сохраняются натянутые отношения по вопросу раздела Каспийского моря. Политологи полагают, что Бердымухаммедов изучал возможность достижения прорыва на зашедших в тупик переговорах по статусу Каспийского моря. Как сообщают, он также хотел заручиться обязательством со стороны Тегерана не препятствовать предполагаемому освоению трех оффшорных нефтяных блоков, находящихся в территориальных водах Туркменистана близ районов, на которые претендует Иран.
В Иране, испытывающем серьезное международное давление в связи со своей ядерной программой и поэтому стремящемся завязывать дружеские отношения с зарубежными странами, которые могли бы хоть частично разрядить напряженность, Бердымухаммедова ждал теплый прием. Президент Ирана Махмуд Ахмадинежад назвал Иран и Туркменистан «братскими странами». Оба лидера выразили намерение развивать энергетические связи между государствами, однако никаких договоренностей во время пребывания Бердымухаммедова в Иране подписано не было. «Потенциал и возможности двух стран требуют проведения переговоров», — отмечалось в совместном заявлении сторон от 16 июня.
По итогам встречи было сделано одно немаловажное заявление: Иран выразил желание принять участие в строительстве участка железнодорожной магистрали «Север-Юг». Об этой транспортной артерии говорилось в ходе состоявшейся в мае трехсторонней встречи на высшем уровне с участием руководителей Туркменистана, Казахстана и России.
Как отметил Бердымухаммедов, временные рамки подписания формального соглашения по ирано-туркменской железнодорожной ветке еще не определены. Кроме того сообщалось, что Ахмадинежад принял приглашение Бердымухаммедова посетить с визитом Ашгабат.
Официальные средства массовой информации в России уделили значительное внимание иранскому визиту Бердымухаммедова. За два дня до отъезда туркменского лидера в Тегеран руководитель «ЛУКОЙЛа» Вагит Алекперов объявил, что Ашгабат выдал российскому энергетическому гиганту концессию на разработку трех оффшорных нефтяных блока Каспия.
12 июня были распространены сообщения, что Бердымухаммедов провел переговоры с высокопоставленными руководителями «ТНК-ВР». Это расположенное в России совместное предприятие входит в десятку крупнейших нефтяных производителей мира. Как писала в своей статье деловая газета «Коммерсант», именно Бердымухаммедову, а не российским руководителям принадлежит инициатива установления контактов между Туркменистаном и двумя российскими энергетическими компаниями. В статье говорилось, что за этим шагом туркменского лидера стоит его «стремление привлечь инвестиции» в страну. Результаты обсуждений Бердымухаммедова и представителей компании «ТНК-ВР» — если таковые имеются — не обнародовались.
Заключенная с «ЛУКОЙЛом» сделка — не первая попытка Туркменистана освоить нефтяные месторождения, расположенные близ иранской территории. В конце 2003 года бывший диктатор Туркменистана Сапармурат Ниязов обозначил свое намерение подписать соглашение о разделе продукции сроком на 25 лет с консорциумом российских энергетических компаний «Зарит». Договором предусматривалось освоение четырех блоков, содержащих как нефтяные, так и газовые запасы. В итоге Туркменистан решил не оформлять эту сделку, видимо, из опасения, что это лишь усугубит территориальный спор с Ираном. Некоторые эксперты полагают, что одной из компаний, которые примут участие в новой попытке освоения туркменских резервов близ иранской границы, будет компания «Зарит». Однако никаких формальных объявлений по этому поводу пока не делалось.
Сделка с компанией «ЛУКОЙЛ» является хорошей новостью для администрации российского президента Владимира Путина. С момента подписания в мае эпохальной сделки по поводу модернизации трубопроводной системы, соединяющей Россию и Туркменистан, Путин призывает министров своего кабинета активнее разрабатывать расширяющиеся торговые связи. На состоявшемся 18 июня заседании правительства Путин дал поручение вице-премьеру Сергею Нарышкину подготовить отчет о состоянии российско-туркменской торговли. Ожидается, что в конце июня Нарышкин, являющийся сопредседателем двусторонней комиссии по экономическому сотрудничеству, отправится с визитом в Ашгабат.
Помимо трубопроводов, российское руководство активно задействует и другие средства, призванные еще крепче привязать производителей энергоресурсов Каспийского бассейна к Кремлю. 15 июня первый вице-премьер России Сергей Иванов поспешил поддержать идею, высказанную президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым о строительстве нового канала под названием «Евразия», который бы соединил Каспийское и Черное моря. В случае успешной реализации этого проекта, такой канал мог бы обеспечить Азербайджану, Казахстану и Туркменистану беспрепятственный выход к морям, что позволило бы этим трем государствам значительно увеличить нагрузку грузовых судов.
Предлагаемый канал «Евразия» обеспечит более короткий коридор выхода во внешний мир, чем существующий Волго-Донский канал, построенный в пятидесятые годы прошлого века. В настоящий момент в России действуют строгие ограничения для азербайджанских, казахстанских и туркменских судов, желающих проследовать по маршруту Волга-Дон.
Согласно
озвученным Назарбаевым данным, строительство канала обойдется в 6 млрд. долларов. Названная цена достаточно высока, отметил Иванов, так что проекту потребуется участие зарубежных инвесторов. Одновременно с этим, подчеркнул Иванов, Москва намерена рассматривать новый канал как внутреннюю водную артерию, вследствие чего возникает возможность произвольного введения Кремлем ограничений на осуществляемые по этому пути грузовые перевозки.

Сергей Благов