Специалистам известно, что поставки природного газа на мировые рынки имеют свою особую специфику, отличную от поставок сырой нефти. Если сырую нефть можно транспортировать по железной дороге, танкерами, то природный газ поставляется по большей части только посредством трубопроводного транспорта. Поэтому любые крупные проекты вокруг «голубого топлива» неизменно увязываются со строительством трубопроводов.
В Стамбуле завершила свою работу десятая ежегодная конференция на тему «Восток встречается с Западом: новые границы в энергетической безопасности». Как заявил на конференции президент Азербайджана Ильхам Алиев, Азербайджан стал играть важную роль в энергетической безопасности Европы; несмотря на некоторое давление со стороны, авторитет государства неуклонно растет, успешно выполняются поставленные задачи, создан прекрасный инвестиционный климат, налажено плодотворное взаимодействие с иностранными компаниями.
"В нефтяной отрасли на повестке дня стоит проект трубопровода
При всем при этом Азербайджан рассчитывает на поставки на европейские рынки не только собственного газа, но и среднеазиатского. Стоит напомнить, что попытки азербайджанских властей вывести туркменский газ на мировые рынки транзитом через территорию Ирана, а затем по имеющейся инфраструктуре в Азербайджан, по истечении шести месяцев переговоров оказались провальными. Но это еще раз подчеркнуло, что оптимальным путем вывода туркменских энергоресурсов на европейские рынки, остается строительство подводного газопровода по дну Каспийского моря с туркменского до азербайджанского берегов. С приходом нового руководства Туркменистана данный проект, кажется, может обрести «второе дыхание», который, по мнению многих, был временно «похоронен» после удачного завершения российскими специалистами строительства газопровода в Турцию по дну Черного моря в рамках проекта «Голубой поток».
Президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухаммедов назвал проект Транскаспийского газопровода одним из возможных маршрутов вывода туркменских энергоносителей на мировой рынок. Как сообщили «Интерфаксу» в
По
Но угроза того, что проект Транскаспийского газопровода вновь отложат в долгий ящик, все еще высока. В отличие от американцев, которые страсть как любят вести длительные переговоры, россияне заняты конкретными делами. Они реализовывают проекты и оказываются победителями, там и сям урывая для себя «жирные куски», как например, от газового рынка Турции. На днях же Россия озвучила желание построить еще один газопровод по дну Черного моря, на этот раз для усиления своих позиций на Балканах.
Россия и Италия объявили о планах создания принципиально нового маршрута доставки российского природного газа в Европу с давно звучавшим названием «Южный поток». Раньше предполагалось, что проект по доставке российского газа на юг Европы будет реализовываться через расширение существующего
Протяженность ранее обсуждавшегося маршрута по трассе «Голубого потока» с продолжением по Турции только до
Далее рассматриваются два варианта продления трубопроводной трассы по суше: через Грецию, Албанию и еще один морской переход на юг Италии, второй — в Центральную Европу через Румынию и Венгрию через Баумгартен (крупный газовый узел в Австрии). Как отметил А.Медведев, маршрут продления газопровода на север от Болгарии подразумевает как минимум два варианта. При этом северный и южный маршруты «не являются альтернативными — они могут оказаться взаимодополняющими», — отметил менеджер «Газпрома».
Ранее президент Греции Каролос Папульяс озвучивал информацию о маршруте южного продолжения «Южного потока»: по территории его страны этот газопровод пройдет параллельно линии
Меморандум о взаимопонимании по реализации проекта «Южный поток», подписанный «Газпромом» и Eni в рамках двустороннего соглашения о стратегическом партнерстве от 14 ноября 2006 года, определяет направления сотрудничества двух компаний в области проектирования, финансирования, строительства и управления проектом. Меморандум предусматривает подготовку ТЭО, а также получение всех необходимых заключений со стороны регуляторов и политических институтов.
Чтобы оптимизировать затраты на его строительство, мощность газопровода будет определена в результате подготовки ТЭО на основе исследования рынка в конечных и транзитных странах. Однако уже предварительные исследования показывают, что затраты на строительство газопровода сопоставимы с затратами на реализацию той же цепочки с использованием технологии сжижения природного газа: строительства завода по сжижению газа, газовозов и терминалов по регазификации.
Глава Eni Паоло Скарони заявил журналистам, что строительство газопровода может начаться в 2008 или 2009 году, после того, как будет подготовлено ТЭО. Затраты и доли участия в проекте партнеры поделят поровну. По словам А.Медведева, ориентировочный объем газопровода составит 30 млрд. кубометров газа. Он не исключил, что в наземной части проекта могут появиться и другие участники. «Скорее всего, будет оптимальна не единая сквозная компания от России до Баумгартена или от России до Италии, а в зависимости от объемов и маршрутов надо будет составить несколько корпораций. Я считаю, что в той целесообразным является участие болгарской компании в болгарском участке газопровода. В каких долях, это будет зависеть, какие обязательства по финансированию лягут на ту или иную компанию, какие права они получат в корпоративном управлении», — пояснил он. Представитель «Газпрома» отметил, что со всеми
П.Скарони также высказал мнение, что договоренность о строительстве этого газопровода может позволить Eni наилучшим образом использовать недавно приобретенные активы «АрктикГаз» и «Уренгойл». По газопроводу планируется поставлять газ как российского, так и среднеазиатского происхождения.
Отказавшись от услуг Турции, как транзитера российского газа в Европу, «Газпром» тем не менее не отказывается от планов организовать поставки газа через Турцию в Израиль. «Голубой поток — 2» будет продолжать рассматриваться. Там есть аспект, который никак не связан с европейскими поставками — это поставки на Ближний Восток: в Израиль и соседние страны. Политическая ситуация такова, что вариант поставок через Турцию с точки зрения политической безопасности — единственный, который может оказаться приемлемым для всех государств этого региона", — прокомментировал А.Медведев. Он отметил, что подготовка ТЭО «Южного потока» и «Голубого потока — 2» будет вестись параллельно.
Как сообщалось ранее, Турция после запуска «Газпромом» и Eni газопровода «Голубой поток» заявила о намерении снизить объемы и цену закупок. Кроме того, Турция участвует в транзите в Европу газа с азербайджанского месторождения «Шахдениз», а также является участником проекта по строительству газопровода Nabucco (из Ирана в Европу). Оба этих проекта направлены на создание конкуренции российскому газу. В воскресенье на энергетическом саммите в Загребе лидеры стран региона высказали поддержку проекту. Президент России Владимир Путин сообщил, что проект поддерживают правительства России и Италии.
А.Медведев сообщил, что все страны
Поддержка проекта со стороны первого лица Болгарии является особенно важной. Ведь у первого российского трубопроводного проекта в этой стране — нефтепровода
Довольно примечательно, что планы российского «Газпрома» практически идентичны намерениям руководства нашей страны по поставкам азербайджанского газа в страны Европы в рамках разработки
Однако сегодня туркменский газ, в случае договоренности с российской стороной, может транспортироваться на европейский рынок по проекту «Южный поток». Но возникает вопрос — в какой степени Россия в реализации проектов по поставкам «голубого топлива» в Европу может обойтись без среднеазиатского газа? Если Туркменистан все же примет кардинальное решение по строительству Транскаспийского газопровода? Пока преимущество на стороне России, о чем говорит хотя бы недавний визит Владимира Путина в Казахстан и Туркменистан, и договоренность о строительстве в будущем году Прикаспийского газопровода…
Ф.Ализаде