Бизнес в России никогда не бывает просто бизнесом. В конечном итоге, приходится сталкиваться с неограниченным применением политической силы со стороны Кремля, его могущественных бюрократов, а также главного ‘инспектора манежа’ — президента Владимира Путина.
Именно в таком контексте происходит последняя перетряска олигархов, которая кардинальным образом меняет расстановку сил на карте энергетических корпораций в Москве.
Повержен, а возможно, что и удален из игры Михаил Гуцериев, миллиардер и руководитель нефтяной компании «Русснефть». По всей видимости, Гуцериев впал в немилость Кремля потому, что создал независимую экономическую базу.
В понедельник Гуцериев вывесил ‘белый флаг’, сказав, что уходит из компании и продает большинство активов, объяснив свое решение «беспрецедентной травлей» со стороны властей.
Уход Гуцериева создает новую нишу для
Приобретение «Русснефти» будет лишь еще одним удачным ходом таинственного
Кроме этого, Дерипаска заключил сделку по покупке большой доли в крупной канадской компании, производящей запчасти для автомобилей, Magna International Inc. Ходили слухи о том, что Дерипаска пытается заполучить такие автомобильные марки компании Форд, как Jaguar и Land Rover. Однако представитель Форда в Лондоне накануне опроверг информацию об якобы проявленном интересе.
Как ожидается или, по крайней мере, так ожидалось изначально,
Однако канадский адвокат Роберт Амстердам утверждает, что
«Дерипаска — просто посредник», — говорит Роберт Амстердам.
По словам Амстердама, возможным конечным пунктом назначения для «Русснефти» станет компания «Роснефть», крупнейший производитель нефти на российском рынке, которая, как и «Газпром», является орудием государства в энергетическом секторе.
Г-н
Роберт Амстердам был адвокатом Михаила Ходорковского, ныне отбывающего срок заключения. А принадлежавший Ходорковскому ЮКОС за 4 года проделал путь от нефтедобывающей компании № 1 в России до полного банкрота.
Однако, по мнению Амстердама, между делом Ходорковского и делом Гуцериева имеется значительная разница. Ходорковский стал мишенью, потому что собирался потратить свои деньги на создание политической силы, которая представляла бы угрозу для существующего режима. Гуцериев, хоть и вел разговоры о политической роли, просто владел активом, который хотела приобрести «Роснефть». И, как говорит
Амстердам считает, что Россия переживает раннюю стадию битвы за наследование, которую ведут высокопоставленные чиновники, стремящиеся занять место Путина после его ухода, и в ходе этой борьбы различные группы пытаются взять активы под свой контроль.
Гуцериев и сам утверждал, что на него и его компанию оказывалось давление с целью вынудить его продать активы более дружественным Кремлю структурам.
\"Они сказали мне, что у меня есть легкий выход. Я отказался, — пишет Гуцериев в открытом письме, опубликованном в газете деловых кругов «Ведомости». — Потом, чтобы я стал более покладистым, они начали беспрецедентные гонения на мою компанию\".
Атаки на «Русснефть» шли по всем фронтам, начиная от запросов из налоговых служб и кончая Генпрокуратурой и Министерством внутренних дел. В отношении компании был проведен ряд расследований, Гуцериева и нескольких его коллег обвиняли в уклонении от уплаты налогов и других противоправных действиях. В понедельник в своем письме Гуцериев заявил, что «никогда и ни при каких обстоятельствах не нарушал закон».
«Между тем,
«У вас есть друзья, есть влияние и люди, проявившие свою политическую лояльность. И вы награждаете их огромными экономическими прибылями», — продолжает
Те же, кто вышел из милости президента Путина и его команды либо теряют прежние возможности в бизнесе, либо, как это было в случае Ходорковского, наказываются.
По мнению профессора Брауна, Владимир Путин и его команда пытаются создать уникальную, российскую модель, которая исключает командный подход Советской эпохи, но в то же время не полностью принимает принципы рыночного капитализма. Эта модель основывается на крупных и подконтрольных государству предприятиях, при помощи которых происходит управление экономикой.
Г-н
Роберт Амстердам предупреждает канадские компании, чтобы они проявляли осторожность в делах с новыми магнатами путинской эры.
Г-н
Собственный перевод