На летний сезон традиционно приходится пик рекламных акций и розыгрышей. Производители пива, газировки и мороженого предлагают невероятные призы: машины, квартиры, домашние кинотеатры и круизы по Средиземному морю. Все, что нужно, — это собрать 10 крышек, 100 упаковок или 50 штрихкодов. На столь заманчивые предложения клюют многие россияне. Но шанс выиграть у них невелик. И не только потому, что число участвующих огромно. Дело в том, что в нашей стране появились люди, для которых охота за выигрышем стала настоящей профессией, пишут «Новые Известия».
Они называют себя призоловами и с маниакальной настойчивостью участвуют во всех конкурсах, в которых неизменно выигрывают. В России призоловов уже более трех тысяч. Их деятельность приобрела такой масштаб, что многие компании собираются свертывать свои
«На развлечения я не трачу ни копейки»
Москвичка Лиза Шарапова ловлей призов занялась еще в детстве. «В восемь лет я отправила в один журнал рассказ о своей семье и выиграла поездку в Чехию, — рассказала она изданию. — Потом пару раз выигрывала сувенирные кружки и мягкие игрушки. Мне очень понравилось практически ни за что получать призы. В девятом классе я уже выиграла поездку в Таиланд. Пойти в кино для меня — не проблема. Билеты постоянно разыгрываются, главное — вовремя увидеть объявление о рекламной акции. Из последних призов — ужин в японском ресторане и ящик пива».
Лиза покупает определенные напитки не
Студентке Эльвире Митяевой за несколько лет призоловской карьеры ни разу не пришлось тратить деньги на развлечения. «На одной популярной московской радиостанции в свое время надо было угадать победителя
Пришел, увидел, подсел
Чаще всего призоманией страдают люди, не слишком загруженные работой и желающие добавить адреналина в свою жизнь. «Можно выделить две группы людей, которые подвержены призоловству, — ставит для „Новых Известий“ диагноз психолог Дмитрий Синарев. — Это молодежь, которая всегда открыта для
Но в подавляющем большинстве охотниками за призами, которых еще называют промохантерами, становятся женщины, как правило, домохозяйки. «Призоловы в основном оперируют эмоциями, — рассказал психолог Марк Сандомирский. — Приз пробуждает в человеке „внутреннего ребенка“, он ведет себя инфантильно, забывая о здравом смысле». Для
Оттого и проблемы у призоловов почти такие же, как и у игроманов. Страсть к выигрышу нередко портит им личную жизнь. «Мой муж устроил скандал, мол, я разбазариваю семейный бюджет на всякую ерунду, ищу в магазине только конкурсные упаковки, хожу на почту, как на работу, — пишет одна из „охотниц“ на форуме призоловов. — Подумаешь, сегодня отправила „Тетра пак“ на 150 рублей, но ведь призы реально окупают затраты. Правда, не сразу. И все равно это не повод обвинять меня в зависимости».
Имей сто друзей
Но разве можно сравнить семейные дрязги с азартом, который дает охота за призами? А к этому процессу промохантеры относятся более чем серьезно, изобретая все новые и новые хитрости. Рецепт успеха призоловов прост: нужно просто найти достаточно сложный конкурс, выполнить задание, а ответы прислать не только от своего имени, но и от имени десятка знакомых. Как говорится, «накрутить счетчик». И тогда главный приз практически гарантирован. На сайтах призоловов нередко устраивают бартер: этикетки обмениваются на крышечки, фантики — на наклейки. Призоловы вовсю используют и «мертвые души»: регистрируют сотни электронных адресов на чужие имена, с которых потом голосуют за свою кандидатуру.
Призоловы отправляют заказные, а не обычные письма или вообще выбирают курьерский способ доставки своей корреспонденции. Так заявка на конкурс доходит быстрее. Есть и почти мошеннические хитрости. «Например, в разных областях страны рекламные акции часто проводятся в разное время, и, обмениваясь информацией, мы можем собрать определенное количество купонов еще до официального старта призовой кампании, — рассказал „НИ“ призолов Юрий. — Быть в курсе последних событий очень важно, ведь выиграть приз в первые дни розыгрыша намного проще: число активных участников еще невелико. А уже через несколько дней после начала акции их „поголовье“ резко возрастает и, соответственно, шанс выигрыша падает».
Заработать промохантингом на жизнь вполне реально. Месячный доход среднестатистического призолова начинается от 500 долларов. Каждый охотник в глубине души мечтает выиграть машину, квартиру или домик в деревне. Но крупная рыба, как правило, достается единицам. Зато мелкая бытовая техника — один из самых распространенных призов — наполняет столичные рынки и комиссионки. Именно туда сдают свою добычу охотники за удачей. Вполне приличный заработок привлекает в профессию все больше людей. Уже сегодня на их «профессиональном» сайте насчитывается более 3 тысяч человек.
Не верю!
Впрочем, компании, устраивающие розыгрыши, тоже не лыком шиты. На каждую призоловскую хитрость у них найдется своя. «Мы столкнулись с активными призоловами во время проведения акции „Стирка на миллион“, — рассказал изданию руководитель корпоративной группы отдела внешних связей компании Procter&Gamble Константин Дубинин. — Тогда некоторые люди присылали неимоверное количество купонов, сотни этикеток. С тех пор мы стали очень тщательно относиться к розыгрышам призов. Например, когда на кону были кольца с бриллиантом, выигрышные купоны в упаковках стирального порошка были очень хорошо защищены, чтобы не было возможности их подделать. К сожалению, призоловы могут пойти и на такое».
В борьбе с профессиональными охотниками за удачей компании идут на всевозможные ухищрения. «Если речь идет об акциях „открой и выиграй“, то у нас есть специальная служба, которая проверяет подлинность крышечек, — рассказал „НИ“
Посторонним вход воспрещен
Но даже несмотря на все меры безопасности, в списках победителей с завидной регулярностью встречаются одни и те же фамилии. Это сильно снижает шансы на выигрыш простых потребителей. Не выиграл один раз, не выиграл в другой, в третий раз покупатель просто игнорирует конкурс. «Эффективность стимулирующих рекламных акций год от года понижается, — рассказал „НИ“ генеральный директор маркетингового агентства R&I Group Юний Давыдов. — Если семь лет назад рост уровня продаж после таких кампаний составлял
Компаниям остается одно — самим наживаться на хитрых призоловах. В последнее время стал набирать популярность новый способ розыгрыша призов. Если раньше было достаточно заглянуть под крышку, чтобы сразу узнать, есть приз или нет, то теперь в механизме появилось новое звено — «отправь SMS». Причем отправка сообщения вовсе не означает, что человеку честно сообщат о проигрыше. Наоборот, ему до последнего предложат бороться за свой приз под лозунгом «шанс есть у каждого, надо только отправить побольше сообщений». В итоге доверчивый конкурсант оказывается и без денег, и без приза. В некоторых случаях может потребоваться установка на компьютере недешевого программного обеспечения просто для того, чтобы ввести код на сайт
Эксперты убеждены, что в ближайшее время розыгрыши и викторины превратятся в «междусобойчик» корпораций и призоловов, пытающихся нажиться друг на друге. Охота за призами уже стала бизнесом, а он, как известно, лишних людей не терпит.