Предыдущая статья

У власти под колпаком

Следующая статья
Поделиться
Оценка

Какую информационную программу зрители считают наиболее объективной, правдиво отражающей события? Лидирует программа «Время» на «Первом канале». Второе место занимает программа «Вести» канала «Россия».  Данные аналитического центра «Видео интернешнл», представленные в канун парламентских выборов, в комментариях не нуждаются. Об этом и других событиях — в Еженедельном бюллетене Центра экстремальной журналистики.

«…Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается»
Конституция Российской Федерации. Статья 29.

I. «Единое информационное пространство»

1. В канун парламентских выборов аналитический центр «Видео интернешнл» спросил у жителей России, какие новости они смотрят, как их оценивают, и главное — выяснил, какие демографические группы наиболее подвержены влиянию информационных потоков.
Новостное вещание — важнейший ресурс предвыборной гонки, и большинство политиков во время предвыборной кампании попытаются «засветиться» в выпусках новостей ведущих телеканалов.
Большинство партий, участвующих в выборах в Законодательное собрание, не направляют свою рекламную кампанию на все население России, они работают с определенным, «своим» контингентом, совокупностью демографических, политических и социальных признаков. Можно выделить четыре подобные группы. Первая группа — молодежь, люди от 18 до 24 лет, — еще не определилась в своих политических пристрастиях и достаточно прохладно относится к любым событиям в мире, политике и к агитации будущих депутатов. Следующий возможный сектор для политического влияния — средний возраст (25–44 года). Основной этап политической и жизненной социализации этих людей пришелся на этап перестройки и дальнейших изменений в нашей стране, это люди, помнящие советские реалии, но уже встроенные в зарождающиеся капиталистические отношения. Люди старшего возраста — от 45 до 64 лет — образуют третью электоральную группу. И последний сегмент — пенсионеры — 65 лет и старше. Выходя на пенсию, человек в нашей стране становится зависим от государства и от проводимой политики, а, следовательно, ею интересуется.
По данным исследования «Телевидение глазами телезрителей-2006», молодежь по сравнению с другими нами обозначенными группами меньше обращается в поисках свежей информации к телевизионным новостям (в среднем 86% против 92%), зато почти каждый четвертый молодой человек ищет ее в Интернете. Также достаточно редко — по сравнению с остальными группами — молодежь читает новости в газетах (в среднем 28% против 40%).
Люди среднего и старшего возраста отдают предпочтение телевизионным новостям (91 и 96% соответственно), во вторую очередь — газетам (39 и 45%) и, наконец, — радио (26 и 29%). Значимая разница между людьми «старшего» и «среднего» поколения становится заметна в использовании Интернета как источника новостей — 16% против 5%.
Пенсионеры больше других групп используют радио для получения актуальной информации (41% против 29% в среднем), в отношении других видов СМИ они ведут себя так же, как представители среднего и старшего возраста.
По-разному
эти группы относятся к просмотру телевизионных новостей. Три четверти пенсионеров ежедневно следят за новостными выпусками, а среди молодежи таких всего одна треть. Одна пятая молодых людей смотрит новости реже одного раза в неделю. Почти 20% людей среднего возраста обращают поверхностное внимание на новости.
Какую информационную программу зрители считают наиболее объективной, правдиво отражающей события? Лидирует здесь программа «Время» на «Первом канале». И чем старше зрители, тем больше среди них «поклонников» этой программы. Второе место занимает программа «Вести» канала «Россия».  Если среди более молодых зрителей она не вызывает особого доверия, то среди пенсионеров почти догоняет программу «Время» по «объективности».
Программа «Сегодня вечером» на канале НТВ значительно отстает от своих конкурентов. Самое большое доверие эта программа вызывает у людей среднего возраста — почти 40% считают ее объективной.
В ходе исследования респондентов просили согласиться или не согласиться с некоторыми оценочными высказываниями о новостях. Пенсионеры больше других участников соглашаются с тем, что «в новостях освещается слишком много негативных событий» и «новости не помогают разобраться в происходящем, а только запутывают».
В целом более двух третей респондентов согласны с тем, что «новости чрезвычайно политизированы, все крутится вокруг политики». То есть уже сейчас, до начала предвыборной агитации, зрителей раздражает избыточность внимания тележурналистов к политическим аспектам жизни страны.
В комментариях для газеты «Известия», специалист «Видео интернешнл» отмечает, что новостные программы в основном остаются одним из главных источников информации о событиях в стране и за рубежом и соответственно могут использоваться в целях политической борьбы в рамках предстоящих выборов. Выделить определенную группу, для которой продвижение политических идей через новости было бы наиболее эффективным, затруднительно. Стоит отметить только достаточно безразличное отношение молодежи к новостным программам и достаточно высокую лояльность пенсионеров по отношению к передачам «Первого канала» и канала «Россия».

2. Молодежная организация партии «Яблоко» в Петербурге решило оказать российскому телевидению посильную помощь.
Четверо активистов этой молодежной организации явились 14 августа в 2 часа дня в петербургский офис ВГТРК «Россия». Они сообщили, что принесли с собой подарок. Подарком оказались DVD-диски «лучших произведений американского кинематографа». По словам представителей «Яблока» эти фильмы могут помочь российскому телевидению готовить интересные сюжеты для новостей. Так, например, фильм «Крепкий орешек» даст возможность иллюстрировать новостные сюжеты, рассказывающие о борьбе российских спецслужб с международным терроризмом. Из фильма «Трансформеры» государственное телевидение может извлечь сюжеты конкурентной борьбы «Автоваза» с иностранными производителями, а из «Гарри Поттера» — кадры, демонстрирующие вред сатанизма и необходимость введения уроков православной культуры.
Как сообщает пресс-служба петербургского «Яблока», «свою акцию акция молодые партийцы провели по следам так называемого завоевания Арктики, сюжеты о котором показывались по всем телеканалам чуть ли не как покорение Луны. Тогда же, по сообщениям иностранных СМИ, в эфире телеканала „Россия“ демонстрировались отрывки из фильма „Титаник“, которые подавались как настоящие кадры, снятые во время арктической экспедиции.

3. Информационное агентство REGNUM и компания „Медиалогия“ продолжают совместный проект по исследованию упоминаемости политических партий в прессе. По результатам исследования за июль 2007 года в рейтинге по количеству сообщений в центральных и региональных СМИ, „Единая Россия“ занимает первое место, КПРФ — второе, „Справедливая Россия“ — третье, ЛДПР — на четвертой позиции.
В списке политических партий по количеству сообщений в региональных СМИ Южного федерального округа лидерство также удерживает „Единая Россия“, „Справедливая Россия“ потеснила коммунистов и занимает второе место, КПРФ — третье место, на четвертом ЛДПР.
Ситуацию корреспонденту агентства REGNUM прокомментировали представители тройки лидирующих волгоградских региональных отделений политических партий.
»Даже рейтинги показывают — «Единая Россия» больше упоминается в СМИ, а почему? Понятное дело — партия власти, КПРФ меньше пускают. Сколько мы просимся, добиваемся эфира, чтобы осветили мероприятия, опубликовали наш материал, — не освещают по ряду причин. «Справедливая Россия», на мой взгляд, только кадровыми скандалами и привлекает в последнее время в регионе к себе внимание", — прокомментировал рейтинг секретарь Волгоградского обкома КПРФ Иван Свидров.
По заявлению пресс-службы волгоградского регионального отделения «Справедливой России», "прежде всего рейтинг цитируемости партии в региональных СМИ связан с наличием у руля партии в регионе публичного политика — Олега Михеева. «Сегодня его имя неразрывно связывают со „Справедливой Россией“. Плюс к этому „Справедливая Россия“ в Волгоградской области обладает рядом аффилированных мощных медиаресурсов, обеспечивающих непрерывную информационную заливку нужной для партии информации», — пояснили в пресс-службе регионального отделения партии.
Лидирующие позиции в рейтинге партии «Единая Россия» пресс-секретарь волгоградского регионального отделения партии Елена Шаркова прокомментировала следующим образом: «Партия является крупнейшей в стране, в ней почти 1,5 миллиона людей. В Волгоградской области — это одна из крупнейших региональных партийных организаций, в ней 30 тысяч членов, а так как в это число входят уважаемые, достойные, интересные, яркие личности, то, естественно, она по числу упоминаний в СМИ может находиться на первом месте». «Кроме того, партия постепенно вступает в выборы в Госдуму, она много делает, чтобы запускать различные партийные проекты», — пояснила Елена Шаркова.

II. Цитата недели

"Не думаю, что в интересах Кремля повторение ситуации 1999 года, — заявил Белковский в беседе с корреспондентом информационного агентства  «Нового Региона», имея в виду ситуацию, когда победе Владимира Путина на президентских выборах предшествовал ряд террористических актов в России с последующей жесткой реакцией силовых структур.  — Сегодня ситуация в стране качественно иная. В тот период дестабилизация была единственным способом обеспечить преемственность власти. Кремль практически не контролировал СМИ и в значительной степени не контролировал бюрократическую вертикаль региональных лидеров. Сейчас ситуация диаметрально противоположная: под контролем все общенациональные СМИ и большая часть бюрократии на всех уровнях…".

III. Конфликт недели

Очередной громкий скандал случился в Республике Алтай с участием представителя прессы и высокопоставленным чиновником. Предмет конфликта — ограничение доступа журналиста к актуальной информации. 
На минувшей неделе редакция еженедельника «Листок» (Республика Алтай) обратилась в прокуратуру Горно-Алтайска с просьбой принять меры прокурорского реагирования в отношении министра финансов Республики Алтай Светланы Гашкиной. Как сообщил  журналистам  учредитель «Листка» Сергей Михайлов, министр выгнала с совещания корреспондента еженедельника Александру Строгонову. Тем самым, считает учредитель издания, министр нарушила право журналиста на получение информации.
Скандалу предшествовали следующие обстоятельства. 13 августа в правительстве республики под руководством министра финансов проходило собрание с долевыми участниками регионального Жилищного фонда по поводу предоставления квартир дольщикам-инвалидам. Незадолго до начала мероприятия представители дольщиков-инвалидов позвонили в редакцию газеты «Листок»,  сообщили о предстоящем собрании и попросили кого-то из корреспондентов присутствовать на мероприятии, чтобы осветить это совещание. Редакция направила на собрание корреспондента Александру Строгонову.
Узнав, что на совещании присутствует корреспондент, Светлана Гашкина заявила, что  она прессу на заседание не приглашала, а заседание носит закрытый характер. Она также заявила, что если журналистка не покинет собрание, то «мы прекратим совещание…не будем ничего решать. Я государственная служащая, здесь государственное учреждение, вы не имеете права вот так сюда врываться».
Александра Строгонова пыталась настоять на том, что она имеет право присутствовать на мероприятии именно потому, что находится на собрании граждан в государственном учреждении. В ответ министр в категорической форме, под угрозой прекращения собрания, потребовала, чтобы корреспондент покинула кабинет.
Напомним, что обсуждаемая на собрании в министерстве финансов  проблема имеет большую социальную значимость. "Проблема состоит в том, что  людей, которые много лет назад заключили договоры с Жилищным фондом,  теперь заставляют договоры перезаключать на новых условиях. При этом правительство республики заявило, что готово рассмотреть вопрос о субсидиях для инвалидов. Именно этот вопрос и обсуждался на совещании, на который не был допущен представитель прессы.

Составитель бюллетеня — аналитик Центра экстремальной журналистики, кандидат политических наук Михаил Мельников (mel@cjes.ru)