Совет министров иностранных дел Евросоюза, собиравшийся 15 октября в Люксембурге, принял предложение Португалии, председательствующей сейчас в ЕС, приостановить действие ряда санкций, введенных по отношению к правительству Узбекистана после андижанских событий 2005 года. В частности, на шесть месяцев сняты визовые ограничения на въезд в Европу для восьми высших чиновников силовых ведомств, ранее названных ЕС ответственными за неадекватные действия в Андижане.
Комментируя резолюцию о смягчении санкций, европейский комиссар по внешним связям Бенита
Подтвердив «серьезную озабоченность» ситуацией в Узбекистане, ЕС решил оставить в силе эмбарго на продажу этой стране вооружений и технических средств «двойного назначения», которые могут быть использованы и для подавления внутренних беспорядков.
Впрочем, большинство наблюдателей считает этот пункт в позиции Евросоюза не имеющим никакого практического значения для Узбекистана, поскольку Ташкент и прежде не закупал никаких вооружений в Европе, в прошлом получая поставки оружия и спецсредств от Израиля и США — бывшего стратегического партнера по антитеррористической коалиции. А принятое на последнем саммите ОДКБ решение России продавать своим ближайшим партнерам оружие и спецтехнику по внутренним ценам фактически означает, что дальнейшее вооружение узбекской армии и спецслужб берет на себя российский
В самой Европе нынешняя резолюция по Узбекистану воспринимается неоднозначно. Очередное смягчение санкций приветствовал
Напротив, за ужесточение позиций продолжают выступать Великобритания, Дания, Швеция, Ирландия и Нидерланды, чьи политики считают уступки правительству Ислама Каримова крайне не эффективными в плане демократизации политического режима. Крайнее недовольство высказали политические эмигранты из Узбекистана, а также правозащитная организация Human Rights Watch, назвавшая решение Евросоюза «абсурдным», «капитулянтским» и принятым под давлением Берлина.
Вице-президент
По мнению других экспертов, официальный Ташкент в последнее время фактически освободился от необходимости
«После того как саммиты по диверсификации энергоресурсов в Польше и Литве не дали желаемого результата, ЕС решил усилить контакты со странами Центральной Азии. Более того, попытки стран Европы увязать развитие отношений со странами региона с политическими требованиями привели к тому, что этот союз превратился во второстепенного игрока на центральноазиатском геополитическом поле, уступив место не только США или России, но Китаю, Индии и другим странам. Поэтому не следует обольщаться по поводу смягчения позиции по отношению к Узбекистану со стороны ЕС и считать их жестом исключительно доброй воли», говорится в этом комментарии, распространенном агентством Gzt.uz.
О жесткости нынешних позиций правительства Узбекистана по отношению к европейским правовым эмиссарам свидетельствует и тот факт, что узбекский МИД отказал в дипломатической визе нидерландскому послу по правам человека Арьяну Хамбургеру, намеревавшемуся посетить страну для изучения ситуации с правами человека прямо накануне заседания Евросоюза. Вместо делового визита голландскому политику предложили туристическую визу сроком на двое суток, и то при условии, что он не будет встречаться с официальными лицами и представителями гражданского общества. Хамбургер, разумеется, отказался «падать маслом вниз» перед узбекскими чиновниками и в Ташкент не приехал. Однако мнение Нидерландов, как уже говорилось, в итоге не повлияло на очередное решение ЕС по Узбекистану, которое многие эксперты не без оснований считают скорее символическим, чем значительным.
Андрей Саидов, Ташкент