Предыдущая статья

По примеру Пьера

Следующая статья
Поделиться
Оценка

Часто в телепередачах о разных странах можно увидеть стоящие прямо в воде деревянные домики или баржи, на которых установлена спутниковая тарелка и развешано белье. Трудно себе представить, что эти невзрачные на вид жилища стоят столько же, сколько отдельный двухэтажный дом в каком-нибудь мегаполисе.

Между тем жить на воде приятно, интересно, романтично и не менее удобно, чем на суше. Кроме того, быть владельцем плавучего дома модно и престижно. В Париже, например, на корабле обитает Пьер Ришар.

Жильцы-амфибии
Больше
всего плавучих домов в многоводной Голландии. Еще какие-нибудь полвека назад на реках и каналах селились те, кто не мог себе позволить крова на суше. После Второй мировой войны жилья в Европе катастрофически не хватало. А нидерландские власти как раз решили модернизировать флот. «Вышедшие на пенсию» военные и грузовые суда превратились в жилища для бездомных, увы, далеко не самые обустроенные. В 1960–1970-х годах на кораблях стали селиться уже не по необходимости, а по убеждению: плавучие дома облюбовали хиппи.
В конце XX века жить на воде стало престижно и дорого. Во-первых, сегодняшние «дома-амфибии» оборудованы не хуже своих собратьев, стоящих на твердой почве континента. В них имеются все современные блага цивилизации: электричество, газ, горячая вода, телефон. Больше того, среди плавучих домов есть так называемые аквавиллы — апартаменты класса люкс с мраморными джакузи, полами с подогревом и оснащенной по последнему слову техники кухней. Во-вторых, голландский закон не разрешает просто взять и поселиться на корабле, где вам захочется. Каждый плавучий дом имеет свое место (и официальный адрес!), мест этих по всей Голландии около 10 тыс., а новых больше не выделяется и выделяться не будет. Таким образом, при растущем спросе предложение на рынке наводной недвижимости не увеличивается и плавучие дома все больше и больше повышаются в цене. В-третьих, владельцы домов на воде могут наслаждаться свободой от соседей, что весьма актуально в сегодняшней перенаселенной Европе. Ну а главное, конечно, романтика! Приятно засыпать под плеск воды и сонные гудки проходящих мимо барж, удить рыбу или кормить уток прямо через окно, не выходя из дома, и демонстрировать гостям интерьер капитанской рубки с видом на водный простор.

Лучше ко дну не идти
Существует два основных типа домов на воде. Так называемый дом-корабль строится на базе списанного судна: мотор и все содержимое машинного отделения вынимаются, а стальной корпус обшивается изнутри досками и превращается в уютное жилище. Некоторые корабли остаются на ходу, так что владельцы могут путешествовать, не выходя из собственного дома. Другие постоянно стоят на якоре. Плавучие дома второго типа — это собственно дома на воде. Деревянные, реже кирпичные строения на бетонном каркасе возводят специально для того, чтобы в них жить. Внешне они выглядят, как самые обычные одно-, реже двухэтажные дома, но стоящие не на суше, а прямо в воде, возле берега. Изредка можно встретить смешанный тип: на дом-корабль надстраивается еще один этаж.
Плавучие дома отличаются от обычных планировкой. Есть ограничения по площади. В первую очередь это касается домов-кораблей, чей максимальный размер 30х5 м. О том, чтобы уединиться с любимой девушкой в покачивающейся на волнах спальне, остается только мечтать, потому что спальня почти всегда проходная. Все комнаты на корабле расположены анфиладой, так что желающему попасть в находящийся на корме туалет нужно сначала пересечь гостиную, затем родительскую комнату, детскую, кухню и т.д.
Не ограниченные корабельным корпусом дома на воде спланированы более вольно, но должны иметь вытянутую форму, чтобы не мешать движению судов по рекам и каналам. Двухэтажная аквавилла соответственно в два раза больше и может иметь до 4–5 спален, две ванные плюс два туалета, отдельную кухню, кабинет. Очень украшают дома на воде террасы, заставленные цветами в кадках. Некоторые владельцы плавучих домов могут похвастаться садом на берегу, гаражом и сараем.

Мелочи, без которых не обойтись
Время, когда владельцам жилищ на воде приходилось довольствоваться походными условиями, давно ушло. Как уже упоминалось, в сегодняшних домах-амфибиях есть все необходимое для комфортной жизни: газ, электричество, горячая вода, телефон, кабельное телевидение, Интернет. Плавающие дома-корабли вместо газа используют для обогрева помещения дизельное топливо. Но и в этом случае работает центральная система отопления, печи остались в прошлом.
К некоторым плавучим домам подведена и канализация, но в большинстве случаев все отходы спускаются прямо в воду. Это не проблема за городом, где водные «улицы» широки, а концентрация домов на них невелика. В городах же каналы регулярно очищаются с помощью специальной системы шлюзов и насосов. Так, в Амстердаме три раза в неделю вся грязная вода выпускается в море, а взамен из реки Амстел и озера Эйсселмер поступает чистая.
Пол в плавучих жилищах расположен, как правило, ниже уровня воды. Поэтому, по законам физики, естественный слив невозможен, и использованную воду приходится выкачивать специальным насосом. Современные плавучие дома снабжены электрической помпой, которая включается автоматически, как только вода поступает в канализационное отверстие, и с ревом отправляет ее в канал или реку. В более старых домах насос механический или его вообще нет. В последнем случае ванная или душ подняты над уровнем пола, чтобы вода могла выливаться сама.

Подводные камни
Жить на волнах очень привлекательно, но есть у этого образа жизни и свои отрицательные стороны. Помимо ограничений в планировке и метраже и «канализационного» вопроса, владельцев плавучих домов часто беспокоят повышенная влажность, холод, поднимающийся от пола, шум воды. Стоит проплывающему мимо транспортному средству немного превысить скорость, как гул и дрожь сразу передаются дому. Суровыми зимами могут замерзнуть проходящие по воздуху коммуникации, а лопнувшие трубы грозят затопить помещение и отправить плавучий дом вместе со всеми жителями на дно. А это, согласитесь, не сравнить с «протечкой к соседям», происходящей в аналогичном случае в простом наземном доме. Так что в особо морозные дни владельцам домов-амфибий приходится постоянно держать кран открытым, чтобы вода не успела превратиться в лед. Вместе с бесполезно льющейся водой утекают и деньги. Наконец опасно полное замерзание канала или реки, на которой стоит жилище: лед способен раздавить своей мощью прямоугольный каркас дома на воде, особенно во время ледохода. Риск, что такое приключится с домом-кораблем, минимален. Благодаря своей форме судно выталкивается из воды по мере ее замерзания. Что, впрочем, не освобождает владельцев домов корабельного типа от страха при зловещем треске по ночам: лед ко всему еще и очень хорошо проводит звук.
Однако прогресс не стоит на месте, и в наиболее современных домах на воде все перечисленные проблемы уже решены. Стены, полы и трубы защищены качественными теплоизолирующими и влаго- и звуконепроницаемыми материалами. Зимой утепленному подобным образом дому ничего не грозит, но на всякий случай рекомендуется не выключать отопление во время отсутствия хозяев, например, в случае их отъезда на рождественские праздники. Большой популярностью у «акважителей» пользуются полы с подогревом. А во избежание замерзания воды возле плавучего дома используются специальные «антиледовые» устройства. Вокруг наводного строения по ватерлинии проходит шланг с дырочками, в которые втекает и вытекает теплая вода из-под дома. Пара насосов гоняет эту воду по кругу и не дает льду образовываться в непосредственной близости от постройки. Таким образом даже в самые сильные морозы дом оказывается в своеобразной полынье.
Увы, стоящий на воде дом разрушается гораздо быстрее, чем обычный. Поэтому плавучие жилища требуют периодической инспекции и ремонта. Меньше всего хлопот доставляют своим владельцам дома на воде с бетонным каркасом. Их достаточно бывает тщательно осмотреть изнутри на предмет течи и заново покрасить снаружи примерно раз в три года. Гораздо больше забот ждет обитателей стальных и железных домов-кораблей. Такие дома подлежат регулярной профессиональной инспекции и ремонту в верфи. То есть один раз в 3–5 лет (частота определяется типом страховки, возрастом и состоянием дома, местными законами) ваше жилище со всем его содержимым извлекается из воды и транспортируется в специальную ремонтную мастерскую.

Апартаменты для очень богатых
Завершая рассказ о плавучих домах, нельзя обойти вниманием новость, облетевшую недавно весь мир. На финских верфях идет строительство первого круизного лайнера американской компании Four Seasons Ocean Residence, одного из основных операторов отельного бизнеса класса люкс, который построит первый океанский лайнер для частного проживания. Первое кругосветное путешествие лайнера запланировано на 2010 год. Он будет оснащен 112 каютами, стоимость каждой из которых оценивается в 5 миллионов евро.
Жилые апартаменты класса de lux на борту будущего лайнера продаются в аренду на 50 лет, после чего аренду можно будет продлить. Право на аренду может быть передано или продано. Подобно лайнеру The World, который на сегодняшний день является единственным круизным лайнером, предоставляющим апартаменты класса люкс, судно будет укомплектовано каютами класса ультралюкс. Кроме того, на лайнере будут располагаться гигантский спа-центр, самый большой из всех существующих в сети, два торговых центра под названиями «Пятое авеню» и «Бонд стрит», площадка для вертолетов, гольф, казино и бизнес-центр. Стоимость постройки квадратного метра лайнера составляет примерно 40 000 евро. На сегодняшний день забронировано уже 30 кают. После спуска на воду лайнер отправится в морское путешествие. Утвержденными точками маршрута стали Антарктида и Амазонка. Кроме того, Four Seasons Ocean Residences имеет намерение посетить Олимпийские игры в Лондоне 2012 года и «Формулу 1» — Гран-при Монако.

Подготовил Рашид Гарипов, Алматы