Предыдущая статья

Ярмарка тщеславия

Следующая статья
Поделиться
Оценка

Мало кто из нас представляет себе свою жизнь в полном одиночестве. Несомненно, иногда мы чувствуем себя одинокими даже в кругу людей – это тогда, когда среди этих людей нет близких нам по духу или мы чем-то сильно подавлены. Но в большинстве случаев мы разговариваем с окружающими, часто с интересом и искренней увлеченностью. Мы начинаем свой день обращением «доброе утро» к маме, мужу или сестре. Мы здороваемся с соседом в лифте, с консьержкой, с охранником гаража. Приезжая на работу мы спрашиваем коллегу о том, как прошли выходные, или желаем успехов на предстоящей встрече.
Психологические исследования показали, что человек, находящийся в изоляции и лишенный возможности общаться, начинает «выделять» партнера из своего собственного сознания. Испытуемый, находящийся длительное время в изоляции, начинает через некоторое время говорить вслух, даже разговаривает с самим собой, задает сам себе вопросы и отвечает на них. Человек нуждается в том, чтобы получать информацию извне, а проще говоря, в общении.
Огромное влияние на поведение человека оказывают окружающие его люди, считает доктор психологических наук Александр Лебедев-Любимов. Одинокий Робинзон на необитаемом острове ведет себя иначе, чем человек, на которого направлены десятки видеокамер. Оставаясь наедине с самими собой, человек не столь сильно заботится о своей внешности, чем когда собирается на торжественный ужин, куда приглашены значимые для него люди.

Дух соревнования

Нам свойственно стремление к соревнованию. А большинству людей хочется в соревновании не только поучаствовать, но и победить. Когда мы играем в бильярд с приятелями в клубе, нам хочется не только покатать по столу белые шары, но и забить парочку, не правда ли? Когда мы спорим на шоколадку с подругой о том, кто в кого влюбится в следующей серии популярного фильма, нам также хочется выиграть спор. Ведь мы хотим вкусную шоколадку. Но еще нам нужно продемонстрировать свою проницательность и умение логически мыслить. Ведь шоколадку мы и сами в состоянии купить. А вот подруга обязательно должна признать, что мы правы.
Интересно, что в конце XIX века психолог Норман Триплет заметил, что гонщики-велосипедисты показывают лучшее время, когда соревнуются не с секундомером, а друг с другом. В дальнейшем Триплет поставил такой эксперимент: дети, которым полагалось с максимально возможной скоростью сматывать леску спиннинга, вместе с «соучастниками» работали быстрее, чем поодиночке.
Дальнейшие эксперименты, проводившиеся в течение XX века, показали, что в присутствии других повышается также скорость, с которой люди выполняют простые примеры на умножение и вычеркивают в тексте заданные буквы.
Что и требовалось доказать: нам интересен не только процесс соревнования, но и результат. И если мы знаем, что нас за это наградят премией, одарят призом, ну, в крайнем случае, погладят по головке – мы приложим больше усилий. Ведь так хочется быть в чем-то лучшей!
Подчеркнуть индивидуальность
Американский психолог Дэвид Майэрс отмечает, что люди испытывают дискомфорт, когда слишком выделяются на фоне других. Но, по крайней мере, в западных культурах, они испытывают некоторое неудобство и тогда, когда выглядят в точности так же, как все, считает психолог. Автор ссылается на эксперименты своих коллег, которые показали, что людям нравится ощущать себя неповторимыми. Более того, своим поведением люди часто подчеркивают свою индивидуальность.
Выделяясь каким-то качеством из толпы, человек привлекает к себе внимание. Если он нравится окружающим, о нем начинают говорить. Им начинают восхищаться, копируют его поведение, его стиль. Если человек, наоборот, очень неприятен большинству, о нем также начнут говорить больше, чем о тех, кто ничем не прославился. Порицая эту личность, критикуя ее поведение, многие люди сами хотят выделиться, изображая из себя экспертов или на самом деле являясь таковыми. Но даже самый отрицательный персонаж, даже самый ужасающий преступник или просто злодей может снискать себе славу и стать кумиром. Люди начнут копировать его манеру разговаривать, одеваться….
Американские психологи из Йельского университета сообщают следующее. Когда детей, с которыми проводятся эксперимент, просят рассказать о себе, то они чаще всего упоминают свои отличительные черты. Дети, родившиеся за границей, чаще всего называли место рождения. Рыжие чаще брюнетов и блондинов говорили о цвете волос. Худенькие или тучные чаще сообщали свой вес.
Психологи считают: каждый сознает себя тем и настолько, в чем и насколько он отличается от других. Поэтому, если чернокожая женщина находится в группе белых женщин, она ощущает себя в первую очередь негритянкой. Если она оказывается в группе черных мужчин, цвет ее кожи перестает быть первостепенным отличием и она ощущает себя прежде всего женщиной.
Источник развития - честолюбие
Доктор психологических наук Александр Лебедев-Любимов пишет о том, что честолюбие, основанное на социальном сравнении, оказывается мощным источником развития человека, общества, экономики и культуры. Однако, негативными последствиями, некой платой за успех здесь могут стать многочисленные психологические проблемы, огромное психическое напряжение, возникающее в погоне за социальными достижениями, считает эксперт.
Например, многие звезды шоу-бизнеса сталкиваются с подобными проблемами. Постоянные гастроли, непрекращающееся внимание со стороны поклонников, бесконечная зависть конкурентов, неправильный режим – все это способно привести к психологическому срыву. Многие известные личности попадали в путы алкогольной и наркотической зависимости или даже заканчивали жизнь самоубийством. Такой может быть «обратная» сторона этой «славной» медали.
Многим популярным личностям трудно прочувствовать момент, когда пора остановиться и передохнуть. Возможно, стоит ненадолго уйти в тень, чтобы после с новыми силами ринуться «в бой» и удивить общество новым шедевром, будь то фильм, музыкальный альбом, книга, картина или иное дитя вдохновения.

Повысить самооценку

Женщина хочет быть модной и стильной, ведь это принесет ей признание. Французский дизайнер, один из законодателей моды середины 20 в. Кристиан Диор хорошо это понимал. Он создал сценические туалеты для таких звезд эстрады и киноэкрана, как Э.Пиаф, М.Дитрих и Г.Свенсон. Смоделированные им наряды делали красивых женщин еще импозантней, еще прекрасней. Остальным женщинам хотелось быть похожими на них. Дамы начали копировать стили и образы, созданные дизайнером. Диор получил желанную известность, признание и, соответственно, - власть.
Самооценка, особенно если речь идет о способностях и потенциальных возможностях личности, выражает определенный уровень притязаний человека. Так, девочка хвастливая в отношениях с подружками, может гораздо скромнее оценивать себя в разговоре с учителем. Самооценка может быть просто средством самоутверждения, создания у окружающих благоприятного впечатления о себе. Американские психологи доказали, что человек часто завышает уровень самооценки. При этом он стремится получить одобрение не у всех окружающих его людей, а лишь у тех, которых он считает значимыми для себя. Но это завышение самооценки имеет место не у всех людей и возникает лишь при определенных условиях.
Когда другие люди не принимают нас в свое общество, наша самооценка снижается. Но усиливается рвение заслужить одобрение этих людей. Ведь отвергнутые или обманутые, мы чувствуем себя непривлекательными или неадекватными. Эта боль может побудить нас к самосовершенствованию и поиску общества, где бы нас приняли.

Взять власть в свои руки

Как правило, общаясь, люди сравнивают друг друга. Прилежный, умный, сильный, красивый, вспыльчивый – все эти определения имеют оценочный смысл и обязательно предполагают сравнения с кем-то.
Человек сопоставляет свои собственные характеристики с характеристиками другого человека на основе определенной системы ценностей, которую он для себя принял. Зачем человек это делает? Мы все делаем это для того, чтобы определить свой собственный статус по отношению к статусу другого. Таким образом, мы выявляем возможность занять доминирующую позицию. А это означает – взять власть над ситуацией в свои руки.

Стать законодателем моды

Согласно психологу Абраму Молю, моду создают конкретные люди, которые стремятся мыслить оригинально и обладают высоким социальным статусом, престижем. То есть это те, кого мы считаем «законодателями моды». Причем данное явление настолько широко распространено в культуре, что относится не только к одежде или музыке, но и к любым другим ее проявлениям. Эти люди стремятся к самовыражению, и к саморекламе, по словам профессора Лебедева-Любимова. По сути дела, их главная задача – поиск оригинальных идей, желание выделиться, разрушить сложившиеся стереотипы.

Когда о вас говорят, то хуже этого может быть только одно - когда о вас не говорят.
Оскар Уайльд

При этом нестандартное поведение, которое ориентировано на поиск новых культурных традиций и форм, должно приниматься обществом. То есть общество должно быть готово к восприятию всего нового. В противном случае творцы нового, неординарно мыслящие люди, с нестандартным поведением, рискуют получить статус «белых ворон», изгоев.
«Быть знаменитым некрасиво. Не это подымает ввысь», - так писал Борис Пастернак. Действительно, целью творчества должна быть самоотдача, а не шумиха. Но, тем не менее, успех, сопутствующий вдохновению, имеет необыкновенную ценность. Слава окрыляет.

Ольга Булыгина