В эпоху экономического роста и финансовой стабильности на Западе Шанхайскую организацию сотрудничества чаще всего рассматривали как военно-политический блок, призванный стать в перспективе конкурентом НАТО. От таких подозрений чаще всего отнекивался Пекин, заявляя, что это не так, и главная причина, по которой шесть государств объединились в одну структуру, – экономическое сотрудничество. Мировой кризис вынудил пять остальных столиц внести ясность по поводу задач организации, обозначенных в ее уставе. 30 октября в Астане прошло заседание глав правительств ШОС, на котором если и поднималась тема противостояния, то только в смысле войны до победного конца с кризисом на собственной территории. Выступая перед участниками встречи, президент Казахстана Нурсултан Назарбаев еще раз напомнил, что нынешнее заседание совета глав правительств организации проходит на фоне глобального финансового кризиса. Поэтому странам – участникам организации необходимо направить все усилия на разработку системных мер по преодолению кризисных явлений с минимальными потерями.
Необходимость совместных действий по решению нависшей финансовой проблемы была неоднократно озвучена в ходе заседания Совета глав правительств государств–членов ШОС, прошедшего в Астане.
– Финансовый кризис, охватывающий практически весь мир, лишний раз свидетельствует о неизбежности реформирования международной валютно-финансовой системы. Финансовым кругам стран–участниц ШОС необходимо сообща анализировать и прогнозировать макроэкономические и финансовые процессы в мире, усиливать согласованность валютно-финансовой политики, ужесточать и совершенствовать финансовый контроль, чтобы повысить возможности предотвращения и нейтрализации финансовых рисков, – подчеркнул в этой связи премьер-министр Государственного совета КНР Вэнь Цзябао.
Он также отметил, что в этом вопросе Деловой совет ШОС должен сыграть свою незаменимую роль и создать платформу информации, консультаций и услуг для предприятий стран-участниц, подключить их к участию в выборе и реализации проектов и таким образом связать представителей деловых кругов наших стран.
Председатель правительства Российской Федерации Владимир Путин предложил изменить глобальную финансовую систему, по-новому взглянуть на роль действующих и создать новые институты, способные на деле обеспечивать стабильность.
– Со всей очевидностью проявилась ущербность политики экономического эгоизма. Нынешняя ситуация в мире и в регионе диктует необходимость повышать потенциал и способность ШОС оперативно и адекватно реагировать на важные для нас события. Надеюсь, все коллеги согласятся с тем, что в современных условиях резко возрастает актуальность более тесной координации действий, в том числе подходов к развитию национальных экономик, – сказал Владимир Путин.
Глава казахстанского кабмина Карим Масимов, согласившись с коллегами в том, что бремя мирового финансового кризиса так или иначе несет каждое государство, одними разговорами ограничиваться не стал. И, не откладывая дело в долгий ящик, подал от Казахстана очередную «прорывную» идею.
– В этой связи мы предлагаем в ближайшее время провести встречу министров финансов и руководителей центральных банков государств-членов и наблюдателей в Алматы, в ходе которой можно было бы проанализировать ситуацию на финансовом рынке в регионе ШОС, обменяться мнениями, извлечь из сложившейся ситуации уроки и сделать выводы. Это необходимо и для того, чтобы минимизировать возможные дальнейшие риски и негативные последствия, – отметил он.
Итогом встречи на высоком уровне стало подписание совместного коммюнике. Таким образом, главы правительств шести стран – участниц ШОС обязались создать стабильные и предсказуемые условия для взаимной торговли и инвестиций и укрепить рыночные механизмы. Кроме того, премьеры договорились усилить сотрудничество в сферах здравоохранения, энергетики, продовольственной безопасности, таможенного контроля, продвижения транспортных проектов, борьбы с терроризмом, предупреждения катастроф и борьбы с их последствиями.
Между тем роль ШОС в преодолении экономического кризиса в ходе встречи с премьерами «шанхайской четверки», состоявшейся после заседания, подчеркнул и президент РК Нурсултан Назарбаев.
– Нашим странам надо выработать совместную систему мер по преодолению кризисных явлений, чтобы пройти их с минимальными потерями. Государства, входящие в ШОС, обладают всеми необходимыми составляющими для того, чтобы организация стала мощным финансово-экономическим объединением, – сказал президент Казахстана.
При этом он подчеркнул, что невозможно наращивать экономическое сотрудничество в отрыве от обеспечения безопасности.
– Нас не может не беспокоить, что в регионе по-прежнему существуют серьезные риски, угрозы безопасности устойчивого развития наших стран. Наблюдается появление новых форм деятельности террористических, экстремистских, криминальных структур, исповедующих радикальную идеологию. Когда наступает кризис, ухудшается жизнь людей, активизируются определенные группы преступников, создавая трудности для бизнеса в целом. Самостоятельно справиться с мировыми, региональными проблемами не способно ни одно государство, особенно когда речь идет о безопасности. И здесь сотрудничество в рамках ШОС очень важно, – заключил Нурсултан Назарбаев.
Приоритеты ШОС
Комментарий политолога Досыма Сатпаева
Это заседание ШОС четко показало, что проблема региональной безопасности отодвигается на второй план за счет вопросов экономического взаимодействия. Не секрет, что смена приоритетов является результатом целенаправленной работы Китая, который несколько лет назад поставил вполне конкретную задачу трансформировать ШОС из просто политической организации в серьезного регионального игрока с прицелом на конкретные экономические проекты. Поэтому не удивительно, что основные темы, обсуждаемые в Астане, так или иначе вертелись вокруг этого. Естественно, что многие ждали совместных заявлений глав правительств стран ШОС по поводу реакции на мировой финансовый кризис. Но ничего интересного предложено не было, кроме активизации связей между предпринимательскими кругами и банковскими структурами государств–членов ШОС и возможного проведения совместного экономического форума.
Хотя при определенных условиях нельзя исключать того, что в случае крайней надобности именно Китай сможет выступить одним из серьезных кредиторов для других членов ШОС при ухудшении финансовой и экономической обстановки, так как других финансовых источников извне пока не видно. Ведь на помощь МВФ и ВБ, как это могли позволить себе Исландия или Венгрия, рассчитывать не приходится. Именно поэтому мировой финансовый кризис может сыграть позитивную роль для ШОС, если данная организация продемонстрирует способность к эффективной экономической взаимопомощи. Тем более что Пекин в свое время уже предоставил кредитную линию на сумму 920 млн долларов Кыргызстану, Таджикистану и Казахстану на финансирование импорта из Китая. У России таких ресурсов нет, так как она полностью сконцентрирована на установление контроля над всеми маршрутами транспортировки нефти и газа из региона на мировой рынок. Именно сюда направлены все ее усилия. Поэтому не менее интересными были предложения о создании единого энергетического пространства в рамках ШОС, тем более что Китай стал довольно активным игроком в энергетической сфере во всех странах Центральной Азии, что даже стало беспокоить Россию. Осознавая это, незадолго до заседания ШОС в Астане Москва и Пекин подписали новые соглашения в нефтяной сфере. В том числе соглашение о принципах строительства и эксплуатации нефтепровода Сковородино до границы с КНР как ответвления от трубопровода Восточная Сибирь – Тихий океан.
В любом случае инициатива по формированию единого энергетического пространства снова насторожит Запад, которого уже напугало известие о том, что Россия, Иран и Катар собираются создать газовый картель. Кстати, Иран является наблюдателем ШОС и давно уже стремится приобрести статус полноправного члена этой организации.
В то же самое время наиболее актуальным для стран Центральной Азии является еще одно решение, принятое по итогам заседания в Астане. Речь идет о рациональном и эффективном использовании водных ресурсов. В этом плане позитивным моментом является предстоящая первая встреча руководителей природоохранных ведомств государств – членов ШОС. Ведь по этой теме существует большое количество взаимных претензий как внутри ЦА, так и в адрес Китая. В первом случае можно вспомнить недавнее заявление МИД Узбекистана об опасности увеличения потребления воды рек Амударьи и Сырдарьи странами, расположенными выше по их течению. Что касается Китая, то следует согласиться с членом-корреспондентом Российской академии наук Геннадием Чуфриным, который как-то заявил, что Китай слишком активно осуществляет широкую программу вовлечения в хозяйственный оборот водных ресурсов трансграничных рек, нередко без учета интересов стран, расположенных ниже по течению. Для Казахстана такая водохозяйственная политика нашего соседа уже представляет серьезную экологическую угрозу восточным регионам республики.
Александр Кононец, фото Советбека Магзумова, Астана