Предыдущая статья

Центральноазиатское искусство выходит на международный художественный рынок

Следующая статья
Поделиться
Оценка

Многочисленные работы центральноазиатских художников, представленные на последней художественной выставке-ярмарке в Нью-Йорке, свидетельствуют о том, что этот регион вышел на международный художественный рынок.
На специальной выставке, прошедшей в рамках ноябрьской ярмарки современного азиатского искусства в Нью-Йорке, демонстрировались работы шести художников из Казахстана, Грузии и Турции. Казахстан был представлен работами двух восходящих звезд центральноазиатского мира искусства, Ербосына Мелдибекова и Альмагуль Менлибаевой. Творения этих двух художников приглашают посетителей к «глубоким раздумьям», уверены организаторы выставки.
В своих работах Альмагуль Менлибаева пытается воплотить традиционные подходы, идеи и образы в форму современного искусства. Часто называемый «панк-шаманством», видеоарт Менлибаевой полон театральности и сложных ассоциаций – от племенного символизма до образов индустриального коммунистического прошлого.
Одна из видеоработ Менлибаевой под названием «Headcharge», выставленная на художественной ярмарке в Нью-Йорке, представляет собой рассказ, начинающийся самым обыкновенным образом в одном из алматинских ресторанов и постепенно превращающийся в захватывающий и волнующий ритуал в исполнении девушек, где несколько городских жительниц поедают овечью голову и кормят друг друга. В видео как бы подчеркивается соприкосновение традиционных кочевнических верований с современным городским образом жизни. Постепенно видео уступает место параллельной реальности, напоминая шаманские путешествия между мирами.
Альмагуль Менлибаева родилась и выросла в Казахстане, а в настоящее время живет и работает в Берлине и Амстердаме. По словам искусствоведов, в своих работах она часто отображает культурные и духовные традиции своей родины в виде последовательных видений эротического характера, имеющих ярко выраженное женское начало.
Второе видео Менлибаевой под названием «Целующиеся тотемы» представляет собой сюрреалистическое путешествие, навеянное детскими воспоминаниями о своих походах вдоль фабричных зданий советского периода в поисках шамана, который бы излечил ее мать от серьезного заболевания. На эту работу явно оказал влияние загадочный стиль российского кинорежиссера Андрея Тарковского (в особенности размытые образы его «Сталкера»). В этом разбитом на части видео мы видим девочку в сопровождении матери, входящих в заброшенный промышленный комплекс, наполненный птицами. Затем девочка встречает создания в женском обличье: все внезапно меняется, возникает сюрреалистическая картина.
Другой казахстанский художник, представленный на выставке – Ербосын Мелдибеков. В своих работах он изучает вопрос бытия, но через иную призму. Его серия «Семейный альбом», созданный в сотрудничестве со своим братом Нурбосыном Орисом, представляет собой исторические фотографии группы простых людей – семей и друзей – позирующих на фоне памятников лидерам страны. Каждому старому фотографическому снимку советских времен соответствует фотография тех же самых людей в том же самом месте, но уже с другим монументом на заднем плане. Фигуры, с которыми они фотографируются, меняются в соответствие с велением истории.
Мелдибеков рассматривает изображение лидера, которому поклонялись простые граждане. Он показывает людей, сильных осознанием приближенности к великому руководителю, отдающих ему дань почета и уважения.
Недавно Мелдибеков приступил к работе над серией под названием «Пик коммунизма», которая также была представлена на нью-йоркской художественной ярмарке. Художник переворачивает дешевые металлические чашки и горшки, превращая их в вершины различных форм – Пика Коммунизма, Пика Ленина и Пика Пионер. Он создает образ правительства, рисующего себя в гордой роли нации и государства. С какой бы стороны не разглядывать эту работу, она представляется набором пустых оболочек чуть больше обычных икон. Преобразуя самый приземленный и дешевый предмет каждодневного использования в символ государственной идеологии, Мелдибеков формирует иронический взгляд на построение современного государства. Зрелище этих перевернутых предметов домашнего обихода говорит о нищете существования – условии формирования сознания и образа жизни народа путем навязывания им правящей идеологии, которая сама по себе является не более чем пустой формой.
Помимо этого, в эти дни в Галерее Винкльмана в Нью-Йорке проходит выставка под названием «Новый Шелковый путь» кыргызских художников Гульнары Касмалиевой и Муратбека Джумалиева. Выставка продлится до 10 января. Серия фоторабот и 5-канального видео, снятого вдоль трасс и в маленьких селениях по дороге из Китая через Кыргызстан в Европу, поражает целеустремленностью и находчивостью, характерной для жителей этого небогатого горного региона, а также дает представление о связи местной и глобальной экономик.
Видео под названием «Алгоритм выживания и надежды» представляет собой почти гипнотическую панораму искусно отредактированных сцен, изображающих полуразвалившиеся грузовики советского производства (перевозящие металлолом из Центральной Азии в Китай и постоянно ломающиеся) на фоне каравана гигантских блестящих грузовиков из Китая, пробирающихся через узкие переходы с дешевыми товарами для рынков бывших советских республик и стран Европы. На этом пути жители кыргызских сел и городков демонстрируют поразительную предпринимательскую изобретательность, изыскивая способы заработать за счет водителей и тех, и других грузовиков.
Данная работа была заказаны кыргызским художникам Чикагским институтом искусства в 2007 году. Как писала в своем очерке о данном заказе помощник куратора отдела современного искусства института Лайза Дорин, «эта пятиканальная видеоинсталляция представляет собой набор инструкций по выживанию перед лицом тягот и лишений». Центральный посыл «Нового Шелкового пути» приобретает особую остроту сейчас, когда весь мир зашатался под гнетом глобального экономического кризиса, явно не знающего границ.

Надира Артык, независимый нью-йоркский журналист