В МИД Азербайджана, вопреки опровержению внешнеполитического ведомства РФ, не считают закрытым вопрос, связанный с информацией о безвозмездной передаче российского вооружения Армении на сумму 800 миллионов долларов.
Ситуация останется под контролем ведомства, продолжится сбор дополнительной информации по данному вопросу. В МИД страны разъясняют такую бдительность инцидентом, имевшим место в 1996 году: тогда информация о передаче Армении российского вооружения на крупную сумму была сначала опровергнута, но впоследствии нашла подтверждение. Как заявил в пятницу в интервью «Эхо» первый секретарь пресс-службы МИД Азербайджана Эльхан Полухов, ситуация будет отслеживаться по всевозможным каналам, будут уточняться детали по данному вопросу. Что касается заявления МИД РФ о том, что никакого оружия не было, и вопрос можно считать исчерпанным, то представитель отечественного внешнеполитического ведомства назвал это позицией российского министерства. В это же день свое мнение об азербайджано-российском оружейном скандале в интервью «Эхо» высказал российский политолог, депутат Государственной думы Сергей Марков.
- Какой вам кажется на сегодняшний день ситуация, связанная с оружейным скандалом между Баку и Москвой?
- Пока мы не знаем технических деталей этого вопроса. Передача российского вооружения Армении, как мне кажется, могла осуществляться в рамках военно-технической помощи России Армении на основе договора о военно-политическом сотрудничестве. Ереван традиционно поддерживает Россию, предоставляет свою территорию для военной базы РФ. В итоге Армения может пользоваться благосклонностью и военно- политической поддержкой России. Подобное сотрудничество включает в себя подготовку военных кадров, передачу военной техники, иного вооружения.
- Милитаризация региона опасна, это как бы способствует нарушению стабильности. Как в этой ситуации можно расценивать системные и настойчивые поставки российского вооружения Армении, пусть даже в рамках ОДКБ? Это не добавляет нестабильности региону Южного Кавказа?
- Трудно сказать. Возможно, это даже снижает напряженность. Поскольку наиболее динамично развивающейся страной региона все же является Азербайджан, у которого темпы экономического роста в несколько раз выше, чем у Армении, естественно, экономическая мощь Баку также выше, чем у Еревана. Соответственно рост военного бюджета в Азербайджане также выше. Недаром руководство страны поставило цель: военный бюджет Азербайджана должен быть больше всего бюджета Армении. В принципе, эта цель достижима. Но ведь это может привести к изменению военно-политического баланса в регионе, а это становится некой структурной предпосылкой для начала военного конфликта между сторонами. Это может принести неисчислимые бедствия народам обеих стран. Изменение баланса, в свою очередь, может привести наиболее радикальные политические круги в Азербайджане к мысли о возобновлении боевых действий. Таким образом, поставки оружия Армении создают баланс, уменьшают риски, предотвращают сползание конфликта к возобновлению боевых действий. Более того, это не только в интересах Армении, но и Азербайджана. Конечно же, было бы лучше заключить договор о недопущении гонки вооружения, а она происходит во всех странах региона. Так если эта гонка происходит, то уж лучше пропорционально.
- Фактически Россия помогает Армении не отставать и догонять Азербайджан?
- Да. Лидером в военно- политическом направлении является скорее Баку, чем Ереван.
- Как тогда в этом случае относиться к стремлению России, как минимум декларативному, сохранять нейтралитет и оставаться в роли беспристрастного посредника в процессе мирного урегулирования армяно-азербайджанского конфликта?
- В данном случае Россия, поддерживая более широкое военно-техническое сотрудничество с Арменией, склоняется в сторону Еревана. Но Москва готова вести такое же военно-техническое сотрудничество с Азербайджаном. Это вопрос желания официального Баку. Россия готова проводить работу в этом направлении вплоть до вхождения Азербайджана в ОДКБ. Это, конечно же, привносит некоторые структурные противоречия с Арменией. Но, тем не менее, опять же РФ готова пойти на более углубленное, чем сейчас, военно-политическое сотрудничество с Азербайджаном. Что касается Минской группы ОБСЕ, то позиции США и Франции здесь также трудно назвать равноудаленной, поскольку армянское лобби в этих странах делает политику Вашингтона и Парижа, более склоняющуюся к Еревану, чем Баку.
- Вы ставите под сомнение равно удаленность США и Францию, но мы до сих пор пока еще не слышали о поставках вооружений этих стран для Армении?! Ситуация с Россией иная...
- Это правда. Так как между этими странами и Арменией нет договора о военно-политическом сотрудничестве. Но есть очевидная политическая поддержка.
- В любом случае поддержка оружием - это что-то более существенное...
- Может, и так. А, с другой стороны, ведь неизвестно, будет ли стрелять это оружие.
- Но ведь когда-то оно выстрелит...
- Может, выстрелит, а может, нет. В то же время политическая поддержка постоянная и она работает, а с оружием все не так очевидно: будет, не будет.
- Кстати, МИД России настойчиво отрицает факт безвозмездной передачи оружия Армении. Но по разговору с вами становится очевидным, что такая операция в принципе могла быть, и, более того, это было бы логично. На ваш взгляд, министерство выполняет свою миссию и всячески пытается «замять» инцидент?!
- Опять же, с полной уверенностью о передаче оружия мы говорить не можем, так как у нас нет информации о технических деталях. К тому же, я говорю вообще о военно-техническом сотрудничестве, а об отдельных передачах говорить не могу, так как не имею информации. МИД отстаивает интересы Российской Федерации.
- Как этот инцидент может отразиться на азербайджано-российских отношениях? Повлияет ли этот случай на посредническую миссию России в рамках Московской декларации, которая была подписана минувшей осенью между участниками армяно-азербайджанского конфликта?
- Нет. Думаю, отношения не пострадают, так как Россия заняла твердую позицию непризнания региона Нагорного Карабаха после прецедентов Косова, Абхазии и Южной Осетии. В этом смысле позиция РФ можно даже назвать больше проазербайджанской. Политика России направлена на то, что не изменить статус-кво, не допустить возобновления боевых действий, оставить ее в нынешнем состоянии. Россия полна решимости - не допустить этого. Если что и угрожает отношениям Москвы и Баку, так это присутствие Азербайджана во всякого рода в ГУАМ, сотрудничества вашей страны с нынешним режимом Грузии и Украины.
- Похожий оружейный скандал имел место в 90-е годы прошлого столетия. Тогда Москва поначалу отрицала факт передачи оружия, но впоследствии вынуждена была признать. На этот раз картина может повториться?
- Ну, полнотой информации я не обладаю, может, повториться, а может, нет. Политический анализ позволяет нам видеть, что такого рода вещи возможны. Между Россией и Арменией существует системное военно- техническое сотрудничество в рамках ОДКБ.
- Оружие на 800 миллионов долларов США могло быть передано без ведома Кремля, правительства, политического руководства России?
- В том, что касается перемещения крупных материальных ценностей, то в любой посткоммунистической стране возможно все.
С.Рзаев