Выполняя профессиональные обязанности на акции протеста антифашистов, журналист телеканала РЕН ТВ Федор Пономарев был задержан, доставлен в отделение милиции. Как указано в сообщении, данную информацию опровергают в ГУВД Москвы, заявляя, что задержания журналистов не производилось. Об этом и других событиях – в Еженедельном бюллетене Центра экстремальной журналистики.
I. Главные события
1. Агентство федеральных расследований обнародовало информацию о том, что следственные органы возбудили уголовное дело в отношении возможных организаторов убийства журналиста «Новой газеты» Игоря Домникова.
Напомним, что после заказного убийства Игоря Домникова прошло 9 лет. Исполнители убийства — члены организованной преступной группировки из Набережных Челнов — сидят в тюрьме. Главарь банды и трое его подельников приговорены к пожизненному заключению. Бандит, который непосредственно нанес Игорю Домникову смертельные удары, получил 25 лет колонии строгого режима.
С самого начала нити следствия вели напрямую к вице-губернатору Липецкой области Сергею Доровскому и его бизнес-партнеру Павлу Сопоту. В процессе следствия выяснилось, что у Павла Сопота были налажены хорошие контакты с областной администрацией Липецкой области и одновременно с организованной преступностью. Девять лет назад к Павлу Сопоту обратился вице-губернатор Сергей Доровской. Показал статью, в которой Игорь Домников высмеивал областное начальство за бездарную экономическую политику. Вице-губернатор попросил Павла Сопота решить «проблему». А Павел Сопот уже напрямую связался с бандитами. 12 мая 2000 г. в подъезде собственного дома на Игоря Домникова было совершенно зверское покушение. Через 65 дней Игорь умер.
Следователи сделали все, чтобы доказать: мотив для убийства был только у заказчиков, а не у исполнителей преступления. Последний год интересы газеты и вдовы Игоря Домникова представлял адвокат Станислав Маркелов. Он написал несколько заявлений, пытаясь заставить Следственный комитет РФ продолжить расследование по делу Игоря Домникова.
Буквально через несколько дней после убийства адвоката была санкционирована первая по-настоящему серьезная следственная проверка по делу Игоря Домникова.17 апреля пришел документ: состав преступления в действиях Павла Сопота был обнаружен. Уголовное дело возбуждено.
2. Следователи по делу об убийстве адвоката Станислава Маркелова и журналистки «Новой газеты» Анастасии Бабуровой прорабатывают версию о причастности к преступлению членов ультраправых организаций. Об этом сообщили источники «Газеты.Ru» в правоохранительных органах. Официально эту информацию в московском управлении Следственного комитета при прокуратуре РФ не комментируют.
Тем не менее, сотрудники «Новой газеты» подтвердили «Газете.Ru», что «в расследовании случилось значительное продвижение».
II. Нападение на журналистов и редакции
На минувшей неделе в Сочи совершено нападение на журналистку Анастасию Акопян. Ей нанесли побои с угрозами из-за того, что она брала интервью у кандидата на пост мэра Сочи Бориса Немцова. Анастасия Акопян сообщила корреспонденту «Кавказского узла», что до этого сюжета никаких угроз в ее адрес не поступало. «До этого никаких угроз не поступало. С того момента как вышел тот ролик с Немцовым, уже прошла неделя. В кадре с Немцовым меня было видно» - рассказала Анастасия.
«Все произошло в районе 23 часов, в районе железнодорожного вокзала Сочи, я шла к сестре… Уже практически подошла к ее высотке, там между двумя зданиями есть неосвещаемый переулочек, в нем меня и догнали. Судя по всему, шли уже заранее и знали куда… Скорее всего, перед этим следили», - рассказала журналистка. Неизвестные лица сначала выяснили, что именно она брала интервью у Бориса Немцова. Затем они посоветовали прекратить общаться с опальным политиком. Иначе «будет хуже», заявили неизвестные. Когда журналистка стала протестовать против угроз, то получила сильный удар в челюсть. По словам журналистки, после этого нападавшие заявили: «Это для того, чтобы ты не думала, что мы с тобой шуточки шутим».
III. Задержания и аресты журналистов
1. 21 апреля на акции протеста антифашистов против приговора Таганского суда Москвы в отношении их соратника Алексея Олесинова 21 апреля был задержан журналист телеканала РЕН ТВ Федор Пономарев. Милицию не остановило продемонстрированное журналистом удостоверение, сообщает NEWSru.com.
По словам Федора, акция была подчеркнуто мирной, на конфликт молодые люди не шли. Однако акция была жестоко подавлена милицией, и были задержаны десятки участников акции. Журналист рассказал, что людей хватали, обращались с ними весьма грубо, били ногами, издевались, оскорбляли. В ответ на протесты ему грозились подбросить наркотики или оружие - «если будет умничать». При этом ни один представитель правоохранительных органов не назвал свое имя.
Между тем, в Главном управлении внутренних дел (ГУВД) Москвы опровергают информацию о том, что 21 апреля вечером во время несанкционированной акции антифашистов был задержан журналист РЕН ТВ Федор Пономарев. Об этом заявила 22 апреля «Интерфаксу» начальник управления информации и общественных связей столичного ГУВД Жанна Ожимина. Она заявила, что «21 апреля в 21:15 на службу 02 поступило сообщение о том, что группа молодежи, около 150 человек, двигается с зажженными фаерами по Новослободской улице… У дома N 28 на Лесной улице сотрудники столичного ОМОНа задержали 75 демонстрантов. Однако среди задержанных и доставленных в территориальный ОВД молодых людей ни одного журналиста не было».
В это же время сам Федор Пономарев сообщил по телефону корреспонденту NEWSru.com о факте его задержания. Затем его привезли в ОВД «Тверское», оттуда перевезли в ОВД «Басманное». В отношении задержанных, в том числе и в отношении журналиста, был составлен протокол, который содержал идентичные для всех обвинения - участие в несанкционированной акции, мешавшей движению пешеходов и транспорта, скандирование лозунгов, нецензурная брань.
2. Трое испанских тележурналистов были задержаны, а затем выдворены из Воркуты 21 апреля, сообщает портал «КомиОнлайн» со ссылкой на начальника территориального отдела Федеральной миграционной службы Игоря Шкурата. По его словам, выдворенные журналисты снимали в Воркуте документальный фильм о сталинских репрессиях для одного из испанских телеканалов. При этом они въехали в Россию по туристическим визам и не имели права заниматься профессиональной деятельностью на территории страны.
Испанцы брали интервью у жителей Воркуты, снимали виды города и собирали информацию о сталинских исправительно-трудовых лагерях. Журналистов доставили в местное управление внутренних дел и после составления протокола об административном правонарушении отпустили.
IV. Ограничение в профессиональной деятельности журналистов и редакций, давление на прессу
1. Хамовнический суд Москвы 23 апреля прекратил видеотрансляцию в зал для журналистов процесса по делу Михаила Ходорковского и Платона Лебедева. Такое решение суд принял по ходатайству гособвинения.
По словам прокурора Дмитрия Шохина, видеотрансляция производиться не должна, так как «может негативно сказаться на исследовании доказательств и допросе свидетелей». После этого судья Виктор Данилкин прекратил трансляцию в зал для прессы.
Руководитель пресс-службы Московского городского суда Анна Усачева отметила, что представители СМИ могут присутствовать в самом зале судебного заседания. «В связи с тем, что процесс перешел в стадию исследования доказательств, а также для того, чтобы исключить утечку информации для свидетелей, которые не могут присутствовать на данной стадии процесса, суд удовлетворил ходатайство обвинения, и трансляция была временно прервана», - добавила она.
2. Независимых журналистов не пустили на пресс-конференцию самарского губернатора.
Губернатор Самарской области Владимир Артяков 21 апреля провел первую за 2 года своего пребывания в должности пресс-конференцию. Журналистов газет «Гражданский Голос» и «ОГФ» не пустили. Почти четверть пресс-конференции губернатор рассказывал журналистам о том, как важно в 2010 году завершить реконструкцию Самарского оперного театра. Губернатор также сообщил журналистам, что собирается приобрести в Самаре квартиру посредством ипотеки. «Под высокую процентную ставку брать не буду, буду брать под низкую», – уточнил губернатор. Журналисты отмечают в этой связи, что, согласно официальной налоговой декларации, доход губернатора за 2007 год составил 1,4 млрд. рублей. Но обнародовать свои доходы за 2008 год Владимир Артяков отказался, заявив: «Я, как законопослушный гражданин, заполнил декларацию о доходах и направил ее в налоговые органы. Опубликовать ее? Не думаю, что это нужно». Он уточнил, что оклад губернатора не составляет секрета и равен той сумме, которая положена чиновнику этого уровня. Кроме того, Владимир Артяков сообщил, что по примеру президента Дмитрия Медведева открыл свой блог в «Живом журнале».
3. Очередной номер газеты «Новый Петербург» должен был выйти 23 апреля, но так и не вышел.
Как рассказал Лениздат.Ру журналист и соучредитель издания Николай Андрущенко, причиной послужил отказ гатчинской типографии «Северо-Западный печатный двор» печатать очередной номер. По его словам, около двух недель назад руководители этой типографии сами обратились к редакции с предложением печатать газету в два раза дешевле, чем они это делали раньше. Главный редактор и генеральный директор издания Алевтина Агеева согласилась на это и неделю назад перечислила типографии деньги. Но номер так и не напечатали.
Утром 23 апреля из типографии позвонили в редакцию газеты и сказали, что отказываются печатать газету, так как обнаружили в номере экстремистские материалы.
В типографии изложили свою версию инцидента. Как рассказала менеджер отдела продаж Нина Матвеева, главное условие их работы с клиентами – 100-процентная предоплата. А газета «Новый Петербург» не успела ее внести.
Напомним, что в ноябре 2007 года, перед тем как газета «Новый Петербург» была закрыта, типографии также отказывались ее печатать. По мнению журналистов издания, причиной для этого послужили материалы о Марше несогласных.
«Новый Петербург» закрыли в конце 2007 года после двух предупреждений Росохранкультуры. 22 ноября 2007 года Росохранкультура подала иск «о прекращении деятельности газеты» в суд, объявив о приостановке выпуска издания.
В редакции газеты представители РУБОПа и Следственного управления ГУВД провели обыск и изъяли компьютеры.
Затем обыск прошел в квартире Николая Андрущенко, после чего его арестовали. Журналиста обвинили в клевете на сотрудников прокуратуры, председателя Жилищного комитета Петербурга Юниса Лукманова и сотрудников этого ведомства, а также распространении экстремистских идей.
4. Председатель Комитета экономического развития промышленной политики и торговли Сергей Бодрунов 23 апреля принес извинения журналистам за высказывания в их адрес после эфира на Пятом канале. Причем сделал он это не лично, а на сайте Комитета. Произнесение скандальных фраз в адрес телезрителей чиновник отрицает. В тексте заявления чиновника содержится такая фраза: «Вместе с тем считаю необходимым подчеркнуть, что в процессе освещения инцидента некоторые СМИ бездоказательно приписали мне фразы, смысл которых оскорбителен для петербуржцев. В связи с этим я оставляю за собой право обратиться в суд».
5. Департамент по культуре Томской области готовит иск о защите чести и достоинства начальника департамента Андрея Кузичкина к Государственной телерадиокомпании (ГТРК) «Россия - Томск». Этот вещатель обвинил чиновника в содействии деятельности сект, сообщает пресс-служба департамента.
В сообщении отмечается, что 22 апреля на канале ГТРК «Россия-Томск» в авторской программе журналиста Марка Минина «Среда обитания» прозвучали обвинения в адрес начальника департамента по культуре Томской области в проведении государственной политики, потворствующей деятельности на территории области различных сект. «При этом транслировались клеветнические высказывания в адрес Кузичкина, а видеоряд содержал неэтичные сюжеты», - отмечается в информации.
V. Судебные преследования редакций, юридическое давление на прессу
1. Журналистка из Дагестана Светлана Анохина была оштрафована Советским судом Махачкалы на 12 тысяч рублей за книжную рецензию, опубликованную в газете «Новое дело».
Судебное разбирательство инициировал автор отрецензированного произведения, журналист газеты «Свободная республика» Заур Газиев. Он счел отзыв Анохиной на его сказку «Близнецы» оскорбительным. Помимо Светланы Анохиной, ответчиком по иску выступала еще одна сотрудница «Нового дела» Наталья Крайнова, также в итоге оштрафованная на 12 тысяч.
Претензии журналиста к Светлане Анохиной сводились к тому, что в рецензии на его книгу она назвала Газиева «родоначальником жанра «кидание какашками»«, а также к фразе «ему ничего не стоит спутать плащ с плащаницей, а графа с графином», указывающей на безграмотность автора сказки.
Что касается Натальи Крайновой, то иск против нее Газиев подал после публикации в «Новом деле» колонки «За что я люблю Светлану Анохину». Содержание этого текста Газиев также нашел не подобающим и отметил фразу «хоть кто-нибудь из журналистского цеха сказал Зауру Газиеву, что он занимается не публицистикой, а метанием какашек? Многие так думают, но никто не говорит». С обеих журналисток Газиев потребовал за компенсацию морального ущерба в сумме 3 миллиона рублей.
2. Кандидат на пост мэра Сочи, где в 2014 году пройдут Зимние Олимпийские игры, Борис Немцов подал жалобу в Генеральную прокуратуру РФ на сочинские телекомпании.
«Семнадцатого апреля на сочинских каналах «Эфкатэ», «Макс ТВ», Сочинская ГТРК, а также на «Новом телевидении Кубани»…был показан нелицеприятный видеофильм продолжительностью 20 минут о моей деятельности на посту губернатора Нижегородской области», - сказал Борис Немцов на встрече с журналистами 22 апреля. По его словам, этот фильм наносит ущерб его чести, достоинству и деловой репутации, содержит недостоверную, заведомо лживую и клеветническую информацию.
«Когда я пришел на должность губернатора, то Нижегородская область по показателям была на 51-м месте, а когда я уходил в Москву, то область стала в этом списке десятой. Если бы я работал так, как показано в этом фильме, то меня бы никогда не пригласили в правительство», - добавил Борис Немцов.
В своем заявлении Немцов просит провести проверку по обстоятельствам подготовки и выпуска в эфир указанного видеофильма и привлечь виновных лиц к уголовной ответственности по статье 129 УК РФ (клевета).
3. Андрей Столбунов, адвокат режиссера Марлена Хуциева намерен получить денежную компенсацию в размере 2-х миллионов рублей с газеты «Московский комсомолец», опубликовавшей статью с обвинениями его во лжи и сомнительном прошлом.
Напомним, что «Московский комсомолец» опубликовал 31 марта текст, в котором Андрей Столбунов называется уголовником.
4. 20 апреля 2009 года Федеральный арбитражный суд в Москве отказал в удовлетворении исков Информационного агентства «URA.Ru», которых оспаривается решение Россвязькомнадзора о вынесении предупреждений «URA.Ru» о нарушении агентством антиэкстремистского законодательства.
Тот факт, что оба предупреждения остались в силе, может привести к тому, что информагентство может быть закрыто через суд, хотя представитель Россвязькомнадзора и заявил, что его ведомство не намерено предъявлять подобный иск.
Напомним, предупреждения были вынесены за повторяющиеся комментарии читателей на форуме агентства, которые исправно удалялись модераторами сайта. Редакция сайта обращалась за помощью в правоохранительные структуры для того, чтобы найти авторов комментариев, затем было принято решение о закрытии форума. Тем не менее, агентству были вынесены предупреждения.
5. Башкирскую газету заподозрили в экстремизме.
Прокурор Башкирии Сергей Хуртин направил в Кировский районный суд заявление с просьбой признать экстремистским один из январских номеров газеты «Майдан». Эксперты прокуратуры установили, что в этом номере содержатся материалы, в которых говорится о неизбежности и желательности революционного «освобождения» Башкирии от России. Кроме того, в газете, как установила прокуратура, говорится о превосходстве людей определенной национальности и религии (ислама).
Как сообщает издание «Ислам.ру», в конце марта в Башкирии был задержан лидер оппозиционного движения «Нация Ислама» Айрат Дильмухаметов. Его обвинили в публикации призывов к экстремизму. В ноябре 2008 года в газете «Майдан» были напечатаны статьи оппозиционера, в которых говорилось о необходимости исламской революции в Башкирии. Ранее Айрат Дильмухаметов дважды признавался судом виновным в публикации экстремистских материалов. Он получал условные сроки наказания.
Комментарий правового эксперта ЦЭЖ Виктории Блонской к разделу III.1
Выполняя профессиональные обязанности на акции протеста антифашистов, журналист телеканала РЕН ТВ Федор Пономарев был задержан, доставлен в отделение милиции. Как указано в сообщении, данную информацию опровергают в ГУВД Москвы, заявляя, что задержания журналистов не производилось.
Данная ситуация, дает возможность обратить внимание журналистов, занимающихся сбором информации на акциях протеста, демонстрациях, митингах и часто (по данным мониторинг Центра экстремальной журналистики) неправомерно задерживаемых сотрудниками милиции, на важный документ, составляемый при административном задержании – протокол.
Статьей 27.4 Кодекса об административных правонарушений (КоАП РФ) установлено следующее «1. Об административном задержании составляется протокол, в котором указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о задержанном лице, время, место и мотивы задержания. 2. Протокол об административном задержании подписывается должностным лицом, его составившим, и задержанным лицом. В случае, если задержанное лицо отказывается подписать протокол, в протоколе об административном задержании делается соответствующая запись. Копия протокола об административном задержании вручается задержанному лицу по его просьбе».
Положение о том, что копия протокола об административном задержании вручается задержанному лицу по его просьбе, является принципиально важным для обеспечения задержанному лицу права на ознакомление с протоколом об административном задержании и права на обжалование применения к нему административного задержания. Таким образом, рекомендуем журналистам в обязательном порядке требовать копию протокола задержания, руководствуясь статьей 27.4. КоАП РФ, для возможности дальнейшего обжалования неправомерного задержания.
Вероятно, исход рассматриваемой ситуации также будет зависеть от наличия у журналиста копии протокола задержания. Отметим, что данные, приведенные в сообщении, например о предоставлении журналистом Федором Пономаревым сотрудникам милиции своего удостоверения, позволяет говорить о его незаконном задержании.
|
Тип события |
Количество случаев |
|
Нападения на журналистов |
1 – Краснодарский край |
|
Погибшие журналисты |
. |
|
Задержания и аресты журналистов |
1 –Москва 1 – Республика Коми |
|
Юридическое и судебное преследование журналистов |
2 – Москва 1 – Республика Башкортостан 1 – Краснодарский край 1 – Республика Дагестан |
|
Иные формы давления на редакции и журналистов |
1 – Томская обл. 1 – Санкт-Петербург |
|
Ограничение доступа к информации |
1 – Москва 1 – Самарская обл. 1 - Санкт-Петербург |
|
Пропавшие без вести |
. |
Составитель бюллетеня – аналитик Центра экстремальной журналистики, кандидат политических наук Михаил Мельников (mel@cjes.ru)