Предыдущая статья

Новая соль на старые раны

Следующая статья
Поделиться
Оценка
Результаты последнего опроса общественного мнения неутешительны: популярность Тони Блэра стремительно падает
Собственный перевод из британской «The Guardian» @

Опрос, проведенный в этом месяце газетой Guardian и ICM, свидетельствует, что подавляющее число жителей Великобритании выступают против войны в Ираке. Это означает личное поражение для Тони Блэра, который так и не сумел одержать верх над общественным мнением своей страны.
Примечательно, что еще 4 месяца назад всего один процент отделял сторонников мирного разрешения иракского кризиса (40%) от тех, кто считал проведение военной операции оправданной мерой для свержения режима Саддама Хусейна (39%).
Но с ноября прошлого года в настроениях британцев произошли перемены, антивоенный лагерь увеличился на 12%, достигнув наивысшего показателя, который составляет 52% населения страны. За тот же период на 29% сократилось количество сторонников войны в Ираке. Таким образом, однопроцентный разрыв превратился в 23-процентную пропасть, которая разделяет два лагеря - тех, кто «за», и тех, кто «против».
Задача, стоящая перед Тони Блэром, усложняется беспрецедентным размахом протестных настроений, прокатившихся по стране в прошедшие выходные. Более 1 миллиона человек вышли на улицы Лондона, тысячи других манифестантов выражали свое негодование перед зданием конференц-центра в Глазго, где в тот момент выступал британский премьер.
Г-н Блэр публично признал политические риски выбранного им курса. Ближайшие коллеги Блэра по кабинету министров говорят, что его сегодняшнее поражение в борьбе за общественное мнение может в конечном итоге сыграть роковую роль и стать началом конца для премьера.
Г-н Блэр, который так гордится своей чуткостью к общественному мнению, сегодня подвергается суровой критике как раз за то, что якобы игнорирует это самое мнение. Тем не менее, он заявил в прошедшие выходные, что «иногда за лидерство и убеждения приходится платить непопулярностью». И последний опрос общественного мнения показывает, что Тони Блэр уже платит, и платит слишком дорого.
Согласно опросу ICM, большинство опрошенных считают, что Блэр лично заинтересован в конфликтной ситуации вокруг Ирака. Сегодняшний рейтинг популярности Блэра почти так же низок, как во время нефтяного кризиса в сентябре 2000 года, с той лишь немаловажной разницей, что ту ситуацию удалось переломить за две недели. Конфликт вокруг Ирака, похоже, затянется надолго.
Результаты последнего опроса также свидетельствуют о том, что Блэр потерял свое влияние среди сторонников различных партий.
Так, либерал-демократы и, в меньшей степени, консерваторы (тори), которые еще год назад были готовы дать положительную оценку деятельности Блэра на посту премьер-министра, теперь полны сомнений. Более того, сегодня их настрой становится все более враждебным.
Единственной отдушиной для Блэра являются лейбористы, которые по-прежнему поддерживают его, даже несмотря на позицию последнего по Ираку. Тот факт, что 71% электората лейбористов положительно оценивают деятельность Блэра, ставит под сомнение, что попытки сместить его с поста премьер-министра увенчаются успехом. Похоже, что для избирателей-лейбористов куда важнее социальные реформы, чем война в Ираке. Также из результатов опроса, проведенного ICM, видно, что большинство избирателей- лейбористов (44% против 38%) одобряют антииракскую политику премьер-министра. И об этом не стоит забывать тем, кто готов поставить крест на политической карьере Тони Блэра. Хотя стоит отметить, что позиции самой партии снизились на 4% по сравнению с прошлым месяцем (с 43% до 39%). Но лейбористы по-прежнему сохраняют 8-процентный отрыв от консерваторов (39% против 31%). В отличие от некоторых других опросов, проводимых в последнее время, опрос ICM не дает оснований думать, что тори способны пережить своего рода чудесное воскресение и обойти лейбористов. Что же касается либерал-демократов, то им еще предстоит получить дивиденды от иракского кризиса. По сравнению с прошлым месяцем их рейтинг вырос на 1%, составив 22%. Шесть месяцев назад они еще и не мечтали перешагнуть 20-процентую отметку.
В ноябре 2001 года, во время войны против талибов в Афганистане, личный рейтинг популярности Блэра составлял 42%. В мае прошлого года, в разгар скандала вокруг дела Стивена Байерса, Блэр потерял 6%, но общая картина оставалась более или менее положительной. Тогда Блэра поддерживали не только лейбористы, но и значительное большинство либерал-демократов и консерваторов. Сейчас это все в прошлом.
Если в мае 2002 года 44% либерал-демократов считали, что Блэр хорошо справляется со своими обязанностями, то сегодня лишь 21% придерживается этого мнения. Отношение консерваторов претерпело, пожалуй, не столь резкие изменения: 16% тори поддерживают Блэра на сегодняшний день по сравнению с 22% в мае.
Личный рейтинг Иэна Дункана Смита выглядит еще более удручающим, чем рейтинг Блэра. Г-н Смит не может даже отдаленно претендовать на поддержку большинства внутри партии тори. Только 45% консерваторов считают, что Смит справляется со своей работой, в то время как 48% не удовлетворены его деятельностью. Возвращаясь к иракскому вопросу, необходимо отметить, что опрос ICM четко свидетельствует, что граждане Великобритании хотят одобрения любой военной операции со стороны Совета Безопасности ООН. Лишь 1 из 3 опрошенных согласен поддержать начало военных действий против Ирака, даже если Совет Безопасности не даст на это добро.
Однако результаты опроса показали, что у Блэра остается один, пусть мизерный, но шанс. 41% опрошенных считает, что международные инспекторы, работающие в Ираке, должны принять окончательное решение в течение ближайших недель, в то время как 49% уверены, что инспекторам необходимы месяцы для выяснения ситуации. Как видим, разрыв невелик, всего 8%. К тому же, 41% - это намного больше, чем 29%, которые согласны поддержать военную операцию в Ираке. Таким образом, у Блэра есть надежда на то, что существует группа колеблющихся, на которых его призывы еще могут возыметь действие.

Настоящий опрос ICM проводился по телефону 14-16 февраля 2003года. В целом по всей стране были опрошены 1 003 человека в возрасте от 18 лет и старше.