Собственный перевод сообщения французского агентства RFI
Меры безопасности на границах @ были усилены @ сразу же после 11 сентября. Теперь администрация Буша намеревается ввести новую компьютерную систему, так называемую автоматизированную картотеку, в которую будут заноситься самые разные сведения о пассажирах. Однако этот проект вызывает обеспокоенность у ассоциаций по защите гражданских свобод.
Так каким же образом сотрудники аэропорта могут узнать всю информацию о пассажирах? Только благодаря CAPPS, ультрасовершенной системе наблюдения, подключение к которой позволяет за считанные секунды проконтролировать всех пассажиров того или иного рейса перед посадкой – ведь не исключено, что один из них может оказаться террористом. CAPPS (Программа предварительного контроля пассажиров при помощи компьютера) - это программа сбора и информационной обработки всех данных о пассажире, содержащихся в учетной карточке пассажира, которую заводят на каждого, кто бронирует авиабилет. Принцип действия программы, главной целью которой является выявление террористов, достаточно прост. Цветовая система устанавливает уровень «опасности» пассажира. Зеленый цвет – пассажир имеет право беспрепятственного доступа на борт самолета. Желтый – пассажир может представлять потенциальную угрозу и должен подвергнуться допросу работников полиции. Красный - пассажир входит в группу повышенного риска и не может быть допущен к посадке. При содействии авиакомпании Delta Airlines американское агентство по транспортной безопасности уже установило такую систему во многих аэропортах. Планируется, что до конца 2004 года программа CAPPS будет использоваться повсеместно.
Возникает и другой вопрос. Представляет ли программа CAPPS угрозу для личных свобод граждан? Правозащитные организации не только в США, но и в Старом Свете сходятся во мнении, что да, представляет. Несмотря на то, что соглашение между Европейской комиссией и американской таможенной администрацией от 5 марта 2003 года позволяет авиакомпаниям предоставлять американским властям данные из личных досье пассажиров-европейцев, летящих непосредственно в США, из США или же транзитом через США.
Учетная карточка пассажира содержит в основном сведения общего характера (пункт назначения, номер рейса, информация о наличии карточек «постоянных клиентов» и т.д.), но в то же время может включать и информацию более личного характера, которая имеет значение для обслуживания пассажира во время полета (например, если пассажир ест только кошерную пищу или халал). Также в личной карточке пассажира фиксируются его домашний адрес, семейное положение, а зачастую и номер кредитной карты, если оплата авиабилета была осуществлена по кредитке.
И хотя европейское законодательство придерживается строгих правил в том, что касается передачи личных данных третьим странам, после событий 11 сентября для США было сделано исключение, не без политического и экономического давления со стороны американского правительства. Подобный демарш Белого дома является частью широкомасштабной политики усиления мер безопасности и контроля за гражданами. Надо также отметить, что, в отличие от Европы, в США отсутствует глобальная юридическая база для защиты данных личного характера. Стоит ли удивляться, что Европейская комиссия уступила напору администрации Буша, тем более что происходило все это в самый канун войны в Ираке. Теперь, когда повсеместно в аэропортах будут установлены системы фильтрования, что останется от нашей с Вами свободы передвижения? Практически ничего, если верить словам правозащитников. Вот как прокомментировал ситуацию Морис Весслинг, президент European Digital Rights, ассоциации европейских организаций, занимающихся вопросами защиты гражданских прав: «Передача сведений личного характера о пассажирах нарушает европейское законодательство. Поскольку нет никакой гарантии, что этими данными не будут злоупотреблять. И если пассажира-европейца незаконно обыскивают в аэропорту, или же если ему отказывают во въезде в Соединенные Штаты, он не сможет узнать о мотивах и причинах этих действий». Так, например, фамилия человека, которого система отметила желтым цветом, может в дальнейшем быть передана в другие правительственные инстанции или же в местный полицейский участок, несмотря на то, что этот человек не совершил никаких противозаконных действий.
Те же самые опасения высказывает и источник, близкий к Европейской комиссии и Национальной комиссии Франции по информации и свободам. По его словам, передача личных данных лишена всякого юридического обоснования. В настоящее время в своей работе Европейская комиссия делает акцент на четырех важных задачах: сокращение спектра данных, которые могут быть переданы властям (запрет на передачу сведений, касающихся религиозной принадлежности, состояния здоровья, а также номеров кредитных карточек пассажиров), ограничение срока хранения данных в США, сокращение числа органов власти, которые имеют право запрашивать данные и, наконец, право апелляции в случае ошибки.
Меры безопасности на границах @ были усилены @ сразу же после 11 сентября. Теперь администрация Буша намеревается ввести новую компьютерную систему, так называемую автоматизированную картотеку, в которую будут заноситься самые разные сведения о пассажирах. Однако этот проект вызывает обеспокоенность у ассоциаций по защите гражданских свобод.
Так каким же образом сотрудники аэропорта могут узнать всю информацию о пассажирах? Только благодаря CAPPS, ультрасовершенной системе наблюдения, подключение к которой позволяет за считанные секунды проконтролировать всех пассажиров того или иного рейса перед посадкой – ведь не исключено, что один из них может оказаться террористом. CAPPS (Программа предварительного контроля пассажиров при помощи компьютера) - это программа сбора и информационной обработки всех данных о пассажире, содержащихся в учетной карточке пассажира, которую заводят на каждого, кто бронирует авиабилет. Принцип действия программы, главной целью которой является выявление террористов, достаточно прост. Цветовая система устанавливает уровень «опасности» пассажира. Зеленый цвет – пассажир имеет право беспрепятственного доступа на борт самолета. Желтый – пассажир может представлять потенциальную угрозу и должен подвергнуться допросу работников полиции. Красный - пассажир входит в группу повышенного риска и не может быть допущен к посадке. При содействии авиакомпании Delta Airlines американское агентство по транспортной безопасности уже установило такую систему во многих аэропортах. Планируется, что до конца 2004 года программа CAPPS будет использоваться повсеместно.
Возникает и другой вопрос. Представляет ли программа CAPPS угрозу для личных свобод граждан? Правозащитные организации не только в США, но и в Старом Свете сходятся во мнении, что да, представляет. Несмотря на то, что соглашение между Европейской комиссией и американской таможенной администрацией от 5 марта 2003 года позволяет авиакомпаниям предоставлять американским властям данные из личных досье пассажиров-европейцев, летящих непосредственно в США, из США или же транзитом через США.
Учетная карточка пассажира содержит в основном сведения общего характера (пункт назначения, номер рейса, информация о наличии карточек «постоянных клиентов» и т.д.), но в то же время может включать и информацию более личного характера, которая имеет значение для обслуживания пассажира во время полета (например, если пассажир ест только кошерную пищу или халал). Также в личной карточке пассажира фиксируются его домашний адрес, семейное положение, а зачастую и номер кредитной карты, если оплата авиабилета была осуществлена по кредитке.
И хотя европейское законодательство придерживается строгих правил в том, что касается передачи личных данных третьим странам, после событий 11 сентября для США было сделано исключение, не без политического и экономического давления со стороны американского правительства. Подобный демарш Белого дома является частью широкомасштабной политики усиления мер безопасности и контроля за гражданами. Надо также отметить, что, в отличие от Европы, в США отсутствует глобальная юридическая база для защиты данных личного характера. Стоит ли удивляться, что Европейская комиссия уступила напору администрации Буша, тем более что происходило все это в самый канун войны в Ираке. Теперь, когда повсеместно в аэропортах будут установлены системы фильтрования, что останется от нашей с Вами свободы передвижения? Практически ничего, если верить словам правозащитников. Вот как прокомментировал ситуацию Морис Весслинг, президент European Digital Rights, ассоциации европейских организаций, занимающихся вопросами защиты гражданских прав: «Передача сведений личного характера о пассажирах нарушает европейское законодательство. Поскольку нет никакой гарантии, что этими данными не будут злоупотреблять. И если пассажира-европейца незаконно обыскивают в аэропорту, или же если ему отказывают во въезде в Соединенные Штаты, он не сможет узнать о мотивах и причинах этих действий». Так, например, фамилия человека, которого система отметила желтым цветом, может в дальнейшем быть передана в другие правительственные инстанции или же в местный полицейский участок, несмотря на то, что этот человек не совершил никаких противозаконных действий.
Те же самые опасения высказывает и источник, близкий к Европейской комиссии и Национальной комиссии Франции по информации и свободам. По его словам, передача личных данных лишена всякого юридического обоснования. В настоящее время в своей работе Европейская комиссия делает акцент на четырех важных задачах: сокращение спектра данных, которые могут быть переданы властям (запрет на передачу сведений, касающихся религиозной принадлежности, состояния здоровья, а также номеров кредитных карточек пассажиров), ограничение срока хранения данных в США, сокращение числа органов власти, которые имеют право запрашивать данные и, наконец, право апелляции в случае ошибки.