Предыдущая статья

Популярность Путина - русское чудо

Следующая статья
Поделиться
Оценка
Выборы, намеченные на март, Россия могла бы просто подарить. У президента Путина у себя дома противников @ больше не осталось. При этом многое в стране идет не лучшим образом. Кощунство в одном случае, оскорбление в другом: тому, кто слышит одни лишь фанфары, раздающиеся из уст президента, не видя при этом телевизионные кадры, может показаться, что в каком-то передвижном цирке как раз объявляют главный аттракцион, пишет германская "Stuttgarter Zeitung".
Владимир Путин может чувствовать нечто подобное. Под взглядом тысяч пар глаз он, следуя, казалось бы, бесконечным коридором по красному ковру, все еще пытается выдвигать вперед узкие плечи, чтобы выдержать возложенное на него бремя. Президентскому бремени из-за проблем, свойственных любому обществу, находящемуся на стадии преобразований, не позавидует и Бог. Как, впрочем, и давящему представлению о Москве как о третьем Риме, где властители должны заботиться и о хлебе, и о зрелищах. В последнем случае среди завистников не будет и тех, кто считает, что глава государства в первую очередь должен заботиться об интересах государства.
Путин понимает душу русского народа, который находит утешение в величии, блеске и славе государства и в его вожде, будь то батюшка царь, генеральный секретарь или президент, вопреки своей собственной никчемности и нищете. Человек, которого Ельцин назначил осенью 1999 года премьером и, тем самым, своим преемником может на долгие годы вперед наложить отпечаток на посткоммунистическую Россию. Даже если закончится провалом попытка председателя Совета Федерации Сергея Миронова продлить срок полномочий президента с нынешних четырех до семи лет. И не только потому, что Москва могла бы в силу отсутствия серьезных конкурентов сэкономить деньги, выделяемые на предстоящие в марте президентские выборы.
При Путине Россия исчезла из заголовков международной прессы, имеющих негативный характер, и сумела стать для Запада партнером, который снова считается предсказуемым. Чечня остается темой для горстки вечных диссидентов из крупных городов, таких, как Москва или Санкт-Петербург. После массовой гибели в империи Путина независимых средств массовой информации они заняли место там же, что и во времена Советского Союза: слушают на кухнях вместе с несколькими своими единомышленниками радиопередачи русских служб зарубежных радиоканалов.
Они напрасно предупреждали относительно «солдатского императора» и его «управляемой демократии». Путин был избран, получив 52 процента голосов. С того времени он довел свою популярность почти до семидесяти процентов. Россия будет придерживаться своего курса в Чечне. Есть только одна странность, от которой его так и не смогли отучить специалисты по имиджу: опираться о поручни кресла, легко подавая тело вперед, занимать правильное положение и снова подаваться вперед. Это выдает степень его высокого нервного напряжения, сочетаемого с закипающим гневом, который никогда не выплескивается наружу.
Путину удается удерживать популярность, прежде всего, за счет того, что в отличие от своего предшественника и его шумной скандальной «семьи» он до сих пор не давал повода для атак на себя. Благодаря равноудаленности от всех групп интересов, он, кроме того, в значительной мере успешен в роли интегратора, который примиряет, кажется, непримиримое, например, коммунистов и церковь.
Путин даже стал считаться секс-символом, о котором мечтают некоторые россиянки. Он есть в пластике и металле, в качестве бюстов и значков: в золоте, в серебре и меди - в зависимости от ранга их владельцев. Говорят, его именем назван астероид в околоземном пространстве.
Культ личности, практикуемый не по приказу того, чей это культ, и который можно объяснять не близостью к народу, а диаметрально противоположным. Путинская углубленность в себя - частью врожденная, частью приобретенная - становится в России в представлении народа признаком благородства, люди не желают видеть в руке государя ни рюмку с водкой, ни дирижерскую палочку.
И уж совсем они не хотят видеть его голову в тарелке с простоквашей, чтобы вылавливать в ней языком, следуя обычаям страны, кольцо. Уже сразу после прихода Путина к власти, во время праздника плуга в республике Татарстан, старым политтехнологам стало более чем ясно, что массы россиян хотят президента не для того, чтобы его ощупывать, а для восхищения им. Не такого, как они, и не такого, какими бы они с удовольствием стали сами, а такого, которого они с удовольствием бы ощущали - светлый образ из серебряного века российской литературы.

Перевод www.Inosmi.ru