Предыдущая статья

Власть Кучмы не передается

Следующая статья
Поделиться
Оценка
Делать обзор последних кадровых перестановок, начало которым положила отставка Марчука с поста секретаря СНБО, @ было бы логично, дождавшись назначения нового главы СБУ, которое теперь, после перевода Радченко на место Марчука, будет занимать умы политикума. Однако общая тенденция ясна была, пожалуй, еще с той первой рокировки в силовых структурах: президент Л.Кучма в очередной раз "закручивает гайки", демонстрируя потребность в максимальной концентрации силовой власти и, разумеется, вновь стимулируя появление в комментариях политологов и обозревателей знаменитого клише: "Кучма - великий мастер кадровых построений, системы балансов и противовесов" и т.д. и т.п. Такую точку зрения высказывает в «Обозревателе» эксперт Ирина Погорелова.
Однако если в конце третьей парламентской сессии, когда все это началось, укрепление силового блока Кучмой выглядело абсолютно логично, учитывая тогдашнее жесткое противостояние в ВР по поводу попытки президента руками своего большинства "продавить" пролонгацию полномочий, то после того, как им же самим в праздничном выступлении ко Дню Независимости было сделано заявление о готовности поддержать проект конституционной реформы, которой без всякой пролонгации реально снижаются полномочия главы государства, - сохранение тенденции на укрепление силового кулака президента выглядят странно. Точнее, странно лишь для тех, кто хотя бы на одну минуту мог поверить, будто Кучма действительно решил сдаться на милость то ли оппозиции, то ли олигархов, удовлетвориться какими-то мифическими гарантиями своему пенсионному юридическому и материальному статусу, как со стороны родных олигархов, так и иностранных "стратегических партнеров", и мирно уйти нянчить внуков.
Отнюдь. И последние кадровые решения Кучмы указывают только на то, что "конституционная реформа -3" - не более чем миф. Или уже третий по счету блеф? А "инспирировавший" ее путем переговоров с лидерами левой оппозиции глава АП В.Медведчук, попутно участвовавший в кадровой игре Кучмы, выполненной в стиле российских аналогов, - действительно просто морочил голову как партнерам по переговорам, так и широкой публике. И уж совсем символично должно в этом ключе выглядеть назначение В.Радченко секретарем СНБО и К.Грищенко министром иностранных дел не просто в день открытия 4 сессии ВР, но буквально сразу же после речи спикера Литвина, в которой он настолько "забылся", что по ряду высказываний его можно было бы спутать с А.Морозом.
Оглашение новых назначений прозвучало так, что в свою очередь встал перед глазами образ президента Кучмы, внимательно послушавший трансляцию этой речи и немедленно пресекший, в полном соответствии со своей харизмой, всякие поползновения. И сразу же после этого Кучма отбыл в Москву на встречу с Путиным. Ну, уж точно не с тем, чтобы встретить недоуменный взгляд коллеги по поводу, скажем, внешнеполитического, а тем более - силового назначения.
Может быть, традиция считать В.Радченко политически незаангажированным, психологически закаленным и интеллектуально достойным, а К.Грищенко - изысканным профессиональным дипломатом, к тому же прозападной направленности, - должна опровергать все приведенные выше утверждения? По крайней мере, в сравнении с другими персонажами, прихода которых в эти должности опасались поборники демократии? Увы. Личные качества людей, которых Кучма ныне заново строит в силовую вертикаль, не играют практически никакой роли. Разве что солдатам президента на нынешнем этапе, да и то лишь с учетом провалов их предшественников, предъявляются требования не иметь слишком явных пороков, как то: пристрастия к алкоголизму, чрезмерной алчности, откровенной печати садизма на лице. Ах, да, и возраст. Степень же личной преданности гаранту, обычно возводимая украинскими наблюдателями кадровой распасовки в некий абсолют, - дело не просто наживное, а уже давно нажитое любым чиновником "эпохи Кучмы", которую В.Литвин поспешил списать "в историю".
Поэтому имена В.Радченко и К.Грищенко не должны никого вводить в заблуждение внешними вполне пристойными чертами. Все дело - только в их способности максимально четко выполнить поставленную задачу. Более того, внешняя привлекательность этих образов также будет работать на имидж Кучмы, который положено отмыть и сделать пригодным для дальнейшего употребления в ближайшей и далекой перспективе. Какой именно - это, разумеется, отдельная тема, не такая, впрочем, и сложная. Но по части исполнения "отмывочной" и одновременно силовой задачи - Радченко и Грищенко объединяет уже упоминавшаяся в СМИ специализация на вооружениях ("кольчужный скандал", как известно, отнюдь не завершен, а лишь "отложен в "долгий ящик"); тот уровень уже пройденной госслужбы, который обязательно имеет отношение к спецобязанностям; вполне конкретный опыт прошлой борьбы за вывод Кучмы из международной изоляции в недалеком прошлом и многое другое.
Может быть, некоторые хорошо информированные источники даже свяжут эти имена лично с В.Медведчуком, но это, пожалуй, на общей волне деятельности главы АП - общее место.
Следует, разумеется, коснуться и других кадровых назначений последнего периода. Опять же, новый министр внутренних дел Н.Билоконь, экс-подчиненный Медведчука в АП и кадровый милиционер, - на данном этапе интересен уже не тем, что в свое время вышел из Кировограда, "вотчины" Ю.Кравченко, а президентскими указами, сопровождавшими это назначение. А указы, и вслед за ними решения самого министра, просты как сама правда: жесткая централизация всех милицейских структур, назначение коллегии МВД самим президентом, и никакой ликвидации УБОП, а то уж некоторые было обрадовались. Этот жест "передачи власти парламенту" Кучма сделал 1 сентября, то есть в день, когда сам же обсудил с лидерами парламентского большинства "новый проект" политреформы.
Как в данном контексте выглядят еще более ранние кадровые рокировки, коснувшиеся не силовой, но исполнительной вертикали? Смена четырех губернаторов, которые пострадали якобы в связи с зерновым кризисом, прежде всего, не стали реальным противоядием указанному злу, зато показали премьеру Януковичу его место. Кучме много лет приходилось подобным образом учить каждого премьер-министра, и преддверие политреформы не изменило традиции. А как же устранение В.Яцубы из Кабмина, скажут знатоки вопроса о личных взаимоотношениях чиновников, полагавшие, что уходя Яцубы из КМ - уступка Януковичу?
Да очень просто: Кучме нужно было вернуть лояльность НДП в парламенте, чтобы не рухнуло большинство, символизирующее его же, президента, власть в ВР, - для чего следовало компенсировать грубость еще Е.Марчука в отношении НДП-эшного министра экологии. Вот А.Толстоухов и пошел в правительство. Но и это не помогло Кучме вернуть большевикам ускользающее представление о том, кто в доме хозяин. Но теперь, когда сделаны остальные ходы в кадровых раскладах, - все их вопросы должны опять исчезнуть. Как и желание эти вопросы задавать.
Пожалуй, имя нового главы СБУ, о котором, как оказалось, пока даже не успели подумать профессиональные прогнозисты, - сделает еще более очевидной будущую политику Кучмы, которая уже сейчас укладывается в понятие "необходимой самообороны", лучшей формой которой, как известно, является наступление. Кучме осталось доказать миру и стране, что, как пошутил один коллега, "Украина без Кучмы невозможна". А назначенным исполнителям положено изобрести методы. Или использовать и оправдать любые.