Предыдущая статья

ЕЭП - Единая Экономическая Зона или Единая Экономическая Пропасть?

Следующая статья
Поделиться
Оценка
У становящихся на путь защиты интересов российского отечества, у Леонида Кучмы и его единомышленников @ есть только 3 варианта выхода из ЕЭПовской западни
Мы с вами так будем жить, что наши дети и внуки завидовать станут! (Виктор Черномырдин)
Украина не ищет коротких путей в Европу. Трассу на Брюссель в Киеве решили строить через Москву. Окончательный вердикт украинского правительства в отношении идеи Единого Экономического Пространства Украины, России, Белоруссии и Казахстана станет известен сегодня, сообщает «Обозреватель».
Еще неделю тому назад единства в рядах министров не было. Категорически против ЕЭП выступили Министерство иностранных дел и Министерство экономики. Оно и понятно — именно дипломаты и экономисты отвечают за интеграцию Украины в ВТО и ЕС. Теперь от них требуют скрестить ужа и ежа, а потом вероятней всего устроят публичную порку за то, что уж умер. В кабмине восхищение ЕЭП бурно демонстрирует только первый вице-премьер Николай Азаров. Он считает, что интеграция с Востоком вполне в русле украинского движения на Запад. Возможно, у бывшего мытаря есть инструмент влияния на ЕС, но о нем широкой публике пока ничего не известно. Идея ЕЭП также очень по душе Президенту Леониду Кучме. И, очевидно, только "верховный арбитр нации" выскажет последнее слово в нынешней бурной полемике.
Сейчас очень высока вероятность того, что Кучма последует сформулированному когда-то принципу своего друга Черномырдина: "Надо всем лечь на это и получить то, что мы должны иметь". Ведь не отказываться, в конце концов, от прогулок на яхте вдоль ялтинского берега? Так что же должна иметь Украина? Идея Единого Экономического Пространства была рождена в Москве в довольно символический момент — 23 февраля нынешнего года в День защитника Отечества. Именно тогда под звон бокалов Путин сделал Кучме, Лукашенко и Назарбаеву предложение, от которого те не смогли отказаться. Уже сам момент зачатия ЕЭП символично демонстрирует, экономику какого отечества должен защищать новый союз. Но это по мнению россиян.
Украинцы мыслят иначе. Соглашаясь с Путиным, Кучма преследует собственную цель. Еще со времени своего первого Президентства украинскому лидеру так и не удалось воплотить в жизнь идею создания на просторах СНГ зоны свободной торговли. Именно Россия — единственная страна, которая зажгла красный свет перед тогдашними начинаниями Украины. Торговать нефтью и газом по более низким ценам — кому это понравится? Но сейчас другое время. Газотранспортная система Украины — без пяти минут российская. Нефтеперерабатывающие заводы — тоже в руках восточных соседей. Россияне и казахи стали настолько влиятельными игроками на украинском энергетическом рынке, что именно от них и только от них зависят цены на энергоносители. Недавний скачок цен на бензин — явное тому подтверждение. От монополии еще никто не убегал.
На волне критики подготовленной концепции ЕЭП высокую оценку документу дали только россияне — то есть те, кто и писал статьи нового союзного соглашения. Их аргументы довольно стары: странам СНГ необходимо двигаться по пути ЕС, NAFTA и Mercosur, а поэтому, уважаемые соседи, давайте объединятся. В российском правительстве против идеи 4-х президентов высказался только тамошний Кирпа — министр путей сообщения России Геннадий Фадеев. Его перепалка с премьером Касьяновым стоит внимания. Как заявил Фадеев, создание единого органа по регулированию тарифов приведет к огромным потерям для российских железных дорог. Подобная смелость министра стала полной неожиданностью для премьера Михаила Касьянова. Он отметил, что сейчас обсуждаются только политические принципы. "Вы не допускаете, что через 5–10 лет ситуация может сильно измениться?" — поинтересовался руководитель Кабинета. Фадеев парировал: "Сомневаюсь. Мы должны защитить интересы государства". Премьер вновь спросил: "Какого государства? Вы понимаете, каким будет государство через десятилетие?" "Не знаю", — ответил министр. "А я знаю. Вы зайдите ко мне после заседания правительства, я вам объясню" — задушил дискуссию Касьянов. Так какова логика нового братства четырех?
Во все времена страны объединялись с целью найти свою собственную идентичность и противопоставить себя другому государству или альянсу. ЕС создано как противовес США и "угрозе с Востока". Североамериканское соглашение о свободной торговле (NAFTA) — магнит, которым США держат в собственной орбите своих соседей. Mercosur — союз латиноамериканских государств против Вашингтона. И не нужно лукавить. ЕЭП создается Россией как противовес Европейскому союзу и США. И зыбкий фундамент союза уже есть — это, прежде всего, моральные ценности лидеров постсоветских государств. Они кардинально отличаются от евроатлантических.
Когда в декабре 1994-го в Майами президент США Билл Клинтон отстаивал идею NAFTA, он говорил об общем фундаменте демократических ценностей, где страны тяготеют друг к другу на основе свободного обмена товарами, услугами и капиталами, преданы идее соблюдения и защиты прав человека, а также обязуются охранять общую среду обитания. Исходя из этой логики, ЕЭП — "идеальный" союз четырех авторитарных президентов, скованных едиными антидемократическими кандалами. Да и экономики Украины, России, Белоруссии и Казахстана тоже далеко не рыночные, а пока скорее базарные. Есть ли будущее у ЕЭПовского начинания — стоить спросить хотя бы у Александра Лукашенко.
На минувшей неделе Лукашенко стал объектом "газовой атаки" со стороны России. Компания "Газпром" уведомила Минск в том, что отказывается от идеи создания СП с АО "Белтрансгаз" и с 1 января 2004 года прекращает продажу газа Белоруссии по внутрироссийским ценам. Атаку "Газпрома" на "бацьку" многие аналитики связывают с перепиской "Энгельса с Каутским", а точнее Лукашенко с Путиным. В последнем письме президент Белоруссии уведомил своего кремлевского коллегу в том, что Минск не может с 1 января 2005 года перейти на единую валюту — российский рубль. По мнению Лукашенко, отказ от "зайчика" — шаг преждевременный. Кроме Путина не в ладах с белорусским лидером и Леонид Кучма. От него белорусы требуют отдать долги украинских предприятий. К тому же Минск ревнует Киев за то, что газотранспортный путь России в Европу в ближайшем десятилетии будет лежать именно через Украину.
Еще один удар по ЕЭП может нанести Верховная Рада Украины. 6 сентября заместитель спикера Рады Александр Зинченко высказал сомнения в возможностях ратификации соглашения. Зинченко считает неприемлемым то, что концепция документа выходит далеко за границы создания зоны свободной торговли и предполагает делегирование части регулирующих полномочий наднациональному органу. Соглашаясь с протестами МИДа и Минэкономики, вице-спикер также считает, что создание единого Таможенного союза постсоветских государств поставит под вопрос евроинтеграционные намерения Украины, а также создаст непреодолимые препятствия на пути в ВТО. В пятницу Верховная Рада решила провести беседу на уровне лидеров парламентских фракций с представителями Кабмина. От правительства депутаты хотят услышать точную информацию о ЕЭП, поскольку по словам спикера парламента В. Литвина "есть много разночтений" по этому вопросу. Единственной парламентской силой, которая публично уже высказала свой одобрямс инициативе четырех президентов — партия олигархов-пролетариев "Трудовая Украина". Она "против упрощенного понимания исторического выбора Украины "Восток или Запад".
Идею Единого Экономического Пространства уже раскритиковали в Брюсселе. В ближайшие дни Киев посетит комиссар Еврокомиссии по вопросам расширения Европейского Союза Гюнтер Ферхойген. И учитывая его слишком откровенный стиль общения, можно прогнозировать, что украинские лидеры услышат от еврочиновника очень много далеко некомплиментарных слов. Разворот на 180 градусов в сторону России может отдалить от Киева достижение такой базовой цели как обретение статуса государства с рыночной экономикой в торговле с ЕС. Намедни пресс-секретарь Европейской комиссии по вопросам торговли Аранта Гонсалес заявила, что для получения этого статуса Украина должна сделать еще больше усилий, чем раньше. В Брюсселе проверяют страну-соседа по нескольким показателям: свободны ли украинские предприятия в своей ценовой политике, выборе руководства, существует ли контроль государства над бизнесом. И вполне очевидно, что создание ЕЭП станет еще одним пунктом в этом списке "интересных вопросов".
У становящихся на путь защиты интересов российского отечества Леонида Кучмы и его единомышленников есть только 3 варианта выхода из еэповской западни. Первый — надеяться на то, что 18–19 сентября саммит в Ялте просто не состоится. Причина — в Ялту не приедет президент Белоруссии. Второй вариант — переписать документ. Но это, по словам Николая Азарова, уже просто невозможно. Третий сценарий — самый любимый метод действий украинского лидера. Он состоит в том, что документ как обычно подпишут, но выполнять его Киев будет очень и очень не торопясь. Ведь чем мы лучше Европы, которая после создания в Риме в марте 1957-го года Единого Экономического Союза 12 лет потратила на формирование таможенного союза с единым внешним тарифом?
У ЕЭП может быть и есть будущее, но оно будет коваться уже следующим поколением пост-советских элит — теми, кто отвергнет авторитарные методы управления, научится не вмешиваться в суверенные дела соседей, даст полную свободу развития малого и среднего бизнеса, подальше удалит олигархов от политической кухни, и главное — научится уважать своих избирателей. Но пока это из области научной фантастики, а реальность — абсурдная фраза российского посла в Украине — "Россия со временем должна стать еврочленом". Какой частью Европы станет Украина — ответит 18 сентября в Ялте Леонид Кучма.