Предыдущая статья

Демонтаж набирает силу

Следующая статья
Поделиться
Оценка

 

Корреспондент научно-популярного журнала «Сайенс» Пол Уэбстер посвятил подробный репортаж из Северодвинска демонтажу @ снятых с вооружения российских атомных подводных лодок.
Здесь, на верфи под названием «Звездочка» эти, по выражению главного инженера предприятия Олега Фролова, «экологические бомбы замедленного действия» разрезаются ацетиленовыми горелками на части, после чего из них извлекают высокорадиоактивные топливные элементы ядерного реактора.
После распада Советского Союза, в российских портах оказалось около 200 выведенных из боевого состава флота подводных атомоходов, напоминает VOA. За прошедшее десятилетие, отчасти благодаря финансовой помощи Запада, исчисляемой многими миллионами долларов, более половины этого арсенала было демонтировано. Но, как удалось установить журналисту, десятки ядерных реакторов, снятые с них, по-прежнему не обезврежены, в то время как работы по демонтажу еще более 100 подлодок даже не начинались. Их проржавевшие корпуса протекают, представляя собой серьезную экологическую опасность, нельзя также исключить и вероятность хищения радиоактивного материала террористами.
Внимание к этой проблеме вновь обострилось, после того как в конце августа девять российских моряков погибли, находясь на борту затонувшей во время буксировки подводной лодки К-159. Российские власти планируют в следующем году осуществить ее подъем для того, чтобы демонтировать ее ядерный реактор.
Автор статьи пишет, что хотя сотрудничество России с Западом в деле демонтажа советского ядерного арсенала изобиловало трудностями, в последнее время в этом деле наметился прогресс. Так, в частности, российские власти начинают постепенно приподнимать завесу секретности, окружающую эту отрасль, что облегчает задачу финансирования работ членами «большой восьмерки».
Вследствие этого разделка подводных лодок на верфи «Звездочка» становится все более внушительным предприятием, на котором задействовано более 10 тысяч человек. В сухом доке здесь установлены предоставленные Министерством обороны США гигантские «ножницы», при помощи которых можно разрезать корпус подлодки на сорокатонные фрагменты. Соединенные Штаты выделили также 60 миллионов долларов на строительство установки, при помощи которой отработанное топливо перегружается для отправки на переработку. С 96 года на этой верфи уже демонтировано 19 подводных кораблей.
Тем не менее, программа под названием «Кооперативное уменьшение угрозы», финансируемая США, продолжает сталкиваться со многими проблемами. Здесь и необходимость работы с поврежденными судами, и конструкционные особенности различных типов ядерных реакторов, и проблемы хранения отходов. Не способствует успеху и нежелание российских властей, под предлогом секретности, предоставлять необходимую информацию, которая помогла бы преодолевать эти затруднения.
Несмотря на то, что основное финансирование поступает с Запада, Россия до сих пор часто отказывала иностранцам в праве посещения своих объектов, заявляя, что она имеет достаточно опыта в проведении работ по демонтажу. Но, как показывает опыт автора статьи в журнале «Сайенс», побывавшего на описываемой российской верфи, положение дел здесь меняется к лучшему, в результате чего работы по уничтожению опасных радиоактивных отходов будут ускоряться.