Журнал «Orbis» напечатал статью двух крупных специалистов по Кавказскому региону - Кеннета Яаловица и Сванте Корнелла. Первый из них с 1994 по 1997 год занимал пост американского посла в Беларуси, а с 1998 по 2001 - в Грузии. В настоящее время он является директором Центра международного взаимопонимания имени Дикки при Дартмутском колледже. Его соавтор Сванте Корнелл - заместитель директора Института по изучению Кавказа и Центральной Азии при университете Джонса Хопкинса в Балтиморе. Статья опубликована под заголовком «Критически важный и опасный Кавказ», говорится в обзоре VOA.
«В результате войны против терроризма Афганистан и государства Центральной Азии оказались в эпицентре мировой политики, - пишут авторы. - Меньше внимания до последнего времени уделялось расположенному по соседству региону между Каспийским и Черным морями, который занимают Армения, Грузия и Азербайджан. Между тем он имеет не менее важное значение для американской внешней политики. Сегодня Кавказ вновь, как во времена легендарного «шелкового пути» в Средние века, является связующим звеном между Центральной Азией и Европой. Его стратегическое значение определяется местоположением между Россией, Ираном и Турцией, поблизости от Ирака и Ближнего Востока».
«Для России Кавказ имеет особое геостратегическое и историческое значение, - говорится далее в статье. - Хотя Москва и согласилась на присутствие американских воинских частей в Грузии в рамках борьбы против терроризма, в общем и целом она по-прежнему рассматривает Кавказ как свою исконную сферу интересов и старается ограничить там американское влияние».
«США и Европейский Союз - сравнительно новые игроки в этом регионе, - пишут авторы. - На сегодняшний день главным для них было не допустить, чтобы Закавказье превратилось в сферу влияния какой-либо враждебной державы, и оставить его открытым для торговли и инвестиций». Авторы статьи напоминают в этой связи, что для США было бы выгодно иметь альтернативные маршруты доставки каспийской нефти на мировые рынки, в частности, о строительстве нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан в обход России и Ирана.
О том, как обстоит дело с сооружением нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан, рассказывает в репортаже из грузинского города Хаиши в Боржомском ущелье корреспондент «Christian Science Monitor» Фред Уэйр. По плану здесь будет пролегать трасса нового нефтепровода. «Поначалу местные жители встретили этот проект с восторгом, - говорится в репортаже, - однако затем их настроение круто переменилось».
Новый нефтепровод протяженностью более 1500 км планируется ввести в эксплуатацию в 2005 году. Его сооружение обойдется почти в три миллиарда долларов. «США этот проект активно поддержали. Россия же рассматривает его как прямую угрозу своей собственной системе нефтепроводов, по которой большая часть каспийской нефти транспортируется за рубеж», - напоминает корреспондент бостонской газеты.
«За всю десятилетнюю историю независимости Грузии после распада СССР это единственный крупный экономический проект подобного масштаба, - говорится в статье. - Более половины из ее 4,5-миллионного населения сегодня влачит полунищенское существование. Средний доход одной такой грузинской семьи - менее тридцати долларов в месяц. В подобных условиях новый нефтепровод, казалось бы, сулит Грузии большую выгоду. Главный производитель работ компания «Бритиш петролеум» обязалась выплатить населению тех мест, через которые пройдет нефтепровод, компенсацию за землепользование. Жителям Хаиши причиталось примерно триста тридцать тысяч долларов - огромное состояние по здешним меркам.
Однако бывший мэр города обставил дело таким образом, что деньги получили он сам и его дружки. В последний месяц население Хаиши организовало несколько демонстраций протеста с требованием выплаты компенсаций».
Протестуют против строительства нефтепровода и экологи, говорится в репортаже. Протесты связаны с тем, что трассу предполагается провести вблизи от источников знаменитой грузинской минеральной воды «Боржоми». Это, по их мнению, может серьезно нарушить существующий экологический баланс.
«В создании иллюзии, будто новый нефтепровод станет благом для Грузии, отчасти повинен бывший грузинский президент Эдуард Шеварднадзе, - пишет «Christian Science Monitor». - Его правительство уверяло, что для сооружения нефтепровода будет создано шестьдесят тысяч рабочих мест. Однако компания «Бритиш петролеум» заявила, что в самом лучшем случае даже в разгар строительства потребуются лишь две тысячи местных рабочих, а после его окончания - не больше ста».
Продолжает тему «The Wall Street Journal» в статье "Тихое перетягивание каната между Москвой и Вашингтоном". Как отмечает издание, одним из таких полей сражения является Грузия. Американо-российская гонка здесь стала интенсивнее в последние недели, в свете неожиданной "бархатной революции", случившейся в Тбилиси в ноябре. Когда на начало января были назначены президентские выборы, американцы воспользовались случаем напомнить о шансах страны на вступление в НАТО, если произойдет прозападная политическая трансформация. Вашингтон также взял на себя новые обязательства, подчеркнув, что планирует расширять военное сотрудничество с Грузией и увеличить помощь бывшей советской республике.
Россия тем временем набирает очки на нестабильности в Грузии после переворота, начав с лидерами Абхазии и Южной Осетии дискуссии о присоединении этих автономных республик к Российской Федерации. Опираясь на их пророссийскую ориентацию, Кремль, как сообщают, предложил обоим регионам статус "протекторатов", что фактически означает их интеграцию в состав России. Что же касается сепаратистской Аджарии, то Кремль, возможно, обдумывает вариант прямого территориального захвата. Поскольку правовой статус этого региона до сих пор регулируется советским договором с Турцией, а турецкое правительство не проявляет интереса к этой территории, все, что нужно сделать Москве для фактической аннексии Аджарии, это предоставить ей гарантии безопасности от Тбилиси.
Одновременно Россия стремится подорвать стратегическую роль Грузии как территории для транспортировки каспийской энергии. Недавно стало известно, что Москва, возможно, спонсирует тайную кампанию, направленную на срыв строительства трубопровода Баку - Тбилиси - Джейхан. Геополитическое перетягивание каната между Москвой и Вашингтоном происходит и вокруг Азербайджана. Во время недавнего визита в эту богатую нефтью республику министр обороны Дональд Рамсфельд назвал Баку "стратегическим партнером" США, что отражает растущую значимость Азербайджана в американском военном планировании, которое в настоящее время сосредоточено на переносе существующих европейских баз на восток. Визит министра стал также шагом вперед в развитии "Инициативы по охране Каспия" - новой двусторонней стратегической программы, направленной на оказание Баку помощи в борьбе с терроризмом, наркоторговлей и распространением запрещенных видов вооружений. В рамках этого проекта США стремятся сделать более заметным свое военное присутствие в регионе посредством более тесного военно-морского сотрудничества и расширения воздушной разведки.
Россия же избрала другой курс. В последние недели она продемонстрировала новому президенту Азербайджана Ильхаму Алиеву широкий ассортимент дипломатических кнутов и пряников. Он простирается от обещаний расширить торговое и военное сотрудничество до почти неприкрытых угроз предпринять военные меры для противостояния иностранному военному присутствию в регионе.
Россия наращивает свое присутствие и в соседней Армении. В результате соглашений, подписанных в ноябре, Москва утвердила право расквартировывать войска на 102-й военной базе в Гюмри, укрепила военно-промышленные связи с Ереваном и пообещала поставлять армянскому правительству высокотехнологичные боевые системы по сниженным ценам. Все это поставило азербайджанских политиков перед фактом усилившейся военной угрозой со стороны главного противника в регионе.
Москва пошла даже на то, чтобы предложить новый план урегулирования давнего конфликта в Нагорном Карабахе. Этот план делает ее фактическим гарантом региональной стабильности между Арменией и Азербайджаном. Легко понять напряженное отношение политиков в Баку к кремлевской инициативе, которая, как они опасаются, может стать предлогом, воспользовавшись которым, Москва увеличит свое военное присутствие в их стране.
Москва и Вашингтон уже интенсифицировали попытки влиять на политический курс Казахстана. Осенью, сразу же после открытия казахской военной базы, финансируемой США, в Атырау, находящемся на каспийском побережье, представители США и НАТО начали с Астаной дискуссии о создании военно-морского флота Казахстана для защиты энергетических интересов этой центрально-азиатской республики на море. Кремль также пытается играть роль в создании казахского флота. Так, он выступил с амбициозным планом расширения военной координации между Москвой и Астаной. Эти шаги свидетельствуют об усилении напряженности между американскими и российскими региональными амбициями. И это только начало.
В Вашингтоне планы Пентагона по трансформации армии и переброске войск неуклонно превращают Центральную Азию в зону американских стратегических интересов. Недавние парламентские выборы в России расширили возможности Кремля осуществлять свои имперские амбиции на "постсоветском пространстве". Исход борьбы на Каспии и на Кавказе неочевиден. Но ясно одно: победителю принадлежит решающая роль в определении политического будущего обоих регионов, заключает «The Wall Street Journal».