Предыдущая статья

Альянс "Брошка" не может быть альтернативой ПКРМ

Следующая статья
Поделиться
Оценка

"Зачем оппозиция помогает президенту?" - статья под таким заголовком была опубликована в «Молдавских ведомостях»  несколько номеров назад, но этот вопрос не перестает быть актуальным и сегодня. Своими импульсивными, часто непонятными действиями оппозиция только льет воду на мельницу правящей партии коммунистов и ее лидера, президента Владимира Воронина, и не делает ничего такого, что могло бы приблизить ее к достижению стратегической цели - завоеванию власти в Молдове.

"Кролики думали, что они размножаются, а их просто разводили" - это про нашу оппозицию. Из администрации президента оппозиционерам ловко подбрасывают то одну кость, то другую, и все они толпою бегают по проспекту Штефана чел Маре то в одну сторону, то в другую, не замечая, что это ложный путь. Вот лишь несколько конкретных примеров.

Одна из костей, которую бросил президент оппозиции, - это так называемый "круглый стол" политических партий. Во все это дело были втянуты международные организации, поднялась большая шумиха, вопрос обсуждался в Страсбурге, но в результате все закончилось очередной пародией на диалог власти и оппозиции. Последняя не получила ничего, при том что президент только укрепил свой положительный имидж.

"Круглый стол" превратился в пустую "говорильню", инструмент для выпускания пара недовольными оппозиционерами. Президент Владимир Воронин умело повернул этот "стол" против тех, кто больше всего настаивал на его создании. Спрашивается, а стоило ли вообще огород городить?

Другой трюк, на который легко купилась оппозиция - это статус компании "Телерадио-Молдова". Очень долго и громко оппозиционеры требовали преобразовать государственную компанию в общественную. И на свою голову, все таки, добились этого. Сегодня же, видя, что творит новое руководство компании, многие с ностальгией вспоминают перешедшего на дипломатическую службу Иона Гонцу.

Следующий крючок, на который ловко была поддета оппозиция, - это пресловутый "план Козака", или российский меморандум по урегулированию приднестровской проблемы. Реакция оппозиция на этот документ помогла президенту Воронину хоть как-то оправдать отказ подписать меморандум и, как считают многие наблюдатели, в том числе западные, спасла нынешнюю власть от "грузинского сценария".

Странным образом, оппозиция не стала протестовать против меморандума сразу же после его подписания. Она сделала это аккурат в канун визита в Кишинев президента России Владимира Путина. Очень кстати, Воронин получил повод заявить, что "общество не поддерживает" план Козака. После того, как президент фактически выполнил требование оппозиции, то, непонятно почему, продолжала протестовать против "коммунистического режима" и требовать его отставки. Но этой отставки можно было бы требовать, если бы Воронин подписал меморандум и нарушил Конституцию, а после того, как оппозиция помогла Воронину этот документ не подписать и остаться в рамках Конституции, то чего, спрашивается, было митинговать?

Последний пример того, как легко оппозиция покупается на всевозможные провокации, - это Концепция национальной политики, принятая парламентом по инициативе президента Воронина. Документ изначально мертворожденный, не заслуживающий того, чтобы против него так протестовать. (Не говоря уже о том, что написан этот документ людьми типа депутата Михаила Сидорова, который пришел в парламент по списку "Альянса Брагиша"). Все, что в этой концепции записано, так и останется на бумаге. Но оппозиция опять рада поддаться на провокацию и вовлечь себя в стерильные, пустые споры по поводу того, кто из нас какой национальности, на каком языке мы должны говорить, и как его называть.

За всеми этими "деревьями" оппозиция не видит "леса". Пустопорожние споры и акции протеста никак не добавляют оппозиции популярности и не приближают ее к заветному парламентскому большинству. Это убедительно подтверждает последний опрос общественного мнения, опубликованный Институтом публичной политики.

Согласно опросу, если бы сегодня состоялись выборы в парламент, то лишь четыре партии преодолели бы шестипроцентный барьер голосов. Партия коммунистов получила бы 64,4 процента голосов определившихся избирателей, Христианско-демократическая народная партия - 9,7 процента, Альянс "Молдова ноастрэ" - 8,3 процента, Демократическая партия - 5,9 процента. После перераспределения мандатов тех партий, что не преодолели избирательный порог, ПКРМ получила бы в новом парламенте 73 места, оппозиция - 28. Такой законодательный орган стал бы стопроцентным "клоном" нынешнего, и весь идиотизм сегодняшней политической жизни Молдовы был бы продлен еще на четыре года. Этого добивается оппозиция?

Кто заинтересован в реализации подобного сценария? Безусловно, это правящая партия коммунистов - одна большая крайность молдавской политики, и ХДНП - другая, меньшая ее крайность.

Тактика ПКРМ понятна: в любой конкретный момент доминировать на политической сцене Молдовы. И советники Воронина, несмотря на его многочисленные политические провалы, умело добиваются этой цели, не в последнюю очередь, благодаря отсутствию внятной и привлекательной альтернативы нынешней власти.

ХДНП тоже действует очень четко. Ее цель - постоянно мутить воду, дестабилизировать обстановку, компрометировать как власть, так и попутчиков-оппозиционеров, и в результате получить свой десяток процентов голосов на очередных выборов.

То, как большая крайность, ПКРМ, и малая, ХДНП, часто подыгрывают друг другу, видно невооруженным взглядом. В последнее время между ними заключен негласный "пакт о ненападении": президента Воронина ХДНП не критикует.

Эклектичный Альянс "Молдова ноастрэ" и Демократическая партия с ее крайне непопулярным лидером не могут сегодня поломать сложившуюся политическую матрицу, когда на сцене доминируют большая, да дурная ПКРМ, стремящаяся все подмять под себя, и маленькая, да крикливая ХДНП, сделавшая уличные демонстрации своей основной профессией.

Сопредседатель "Молдова ноастрэ" Думитру Брагиш сделал большую ошибку, когда создал оппозиционный союз с ХДНП и ходил вместе с ее лидерами на демонстрации и митинги. Межпартийный марьяж Думитру Брагиша и Юрие Рошка уже окрестили Альянсом "Брошка", и сколько бы теперь Брагиш ни говорил, что это была только временная помолвка, ему уже не отмыться от совместных с ХДНП акций протеста, во время которых сжигались российский флаг и портрет Владимира Путина.

ХДНП от участия в странном "Комитете в защиту независимости и Конституции" ничего не потеряла, "Молдова ноастрэ" же свою репутацию умеренной партии сильно подмочила. От того, что Рошка ходил на демонстрации и митинги вместе с Брагишем, ХДНП не утратит голоса своих твердолобых избирателей. Но многие нормальные люди отвернулись от Брагиша, увидев его в одной упряжке с Рошкой. Брагиш поступил бы разумнее, если бы держался от ХДНП подальше. Если он не верит нам, пусть спросит у Илие Илашку, Мирчи Снегура, Петра Лучинского, Николае Алексея (Алексей - это фамилия) и многих других бывших попутчиков ХДНП, которые думали, что смогут использовать эту партию к своей выгоде, а в итоге, сами оказывались использованными ею.

Продолжая двигаться по накатанному пути спонтанных протестов и заглатывания крючков, которые ей подбрасывает власть, оппозиция не делает две вещи, которые кажутся настолько очевидными, что пассивность в этих направлениях выглядит совершенно непонятной.

Вещь первая: прекратить тусоваться на кишиневском асфальте и пойти в народ.

Один из лидеров "Молдова ноастрэ" заявил, что народ продолжает оставаться во мраке неведения об истинном положении дел в стране потому, что его обманывает государственное телевидение, к которому оппозиция доступа не имеет. Но недавно на "Телерадио-Молдова" появилась передача "Час оппозиции". И что? Лучше бы они молчали. А, кроме того, как объяснить тот факт, что в середине 90-х годов, когда и ПКРМ не имела доступа к государственному телевидению, эта партия уже имела самую сильную организационную и коммуникационную структуру по всей стране, что и помогло ей в последующем прийти к власти.

Вещь вторая: попытаться понять, чем же так привлекает избирателей ПКРМ и предложить людям что-то более привлекательное.

В этом плане, очень полезным может оказаться опыт российской власти, которая фактически переняла у КПРФ все ее лозунги и сделала партию Геннадия Зюганова просто ненужной. То, что говорит Зюганов, лучше сделают Владимир Путин с "Единой Россией", Владимир Жириновский с ЛДПР и Дмитрий Рогозин и Сергей Глазьев с "Родиной". Параллельно ведется эффективная работа по дискредитации и расколу самой КПРФ, в результате чего она, можно сказать, исчезла с политической сцены России.

Левая альтернатива ПКРМ, если бы она возникла, была бы просто обречена на успех. Но наша оппозиция или правая, или очень правая. Она и не пытается перетянуть на свою сторону избирателей ПКРМ, а без этого ни о каком успехе и говорить не приходится.

Так и будут они вечно делить между собою 30 процентов голосов на десятерых, если не изменят свою тактику за те считанные месяцы, что остаются до выборов очередного парламента Молдовы.

Дмитрий Чубашенко