Предыдущая статья

Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли?

Следующая статья
Поделиться
Оценка

«Молдавские ведомости» ставят сто евро против одного молдавского лея, что через полтора-два года, после очередных парламентских выборов, партия коммунистов прекратит свое существование. Молдавский "поезд коммунизма", как можно было когда-то назвать ПКРМ, если и не окажется в глухом тупике, то уж точно будет переведен на запасный путь. И сделает это не кто иной, как сам лидер партии, президент Владимир Воронин, который в нужный момент пересядет на другой, типа европейский, электропоезд, сдав старый коммунистический паровоз в утиль истории.

Да, поезд партии коммунистов Молдовы закончит свой путь в 2005 г. Дальше он уже не потянет. Мавр сделает свое дело - мавр сможет уйти. Или по-другому: загнанных лошадей пристреливают, не правда ли?  Признаки того, что Воронин готов соскочить с подножки этого поезда, становятся все более явными, пишет газета

Воронинизм: издание второе, исправленное и дополненное

Официальная пропаганда все более настойчиво и открыто насаждает представление о Воронине как о "еврокоммунисте" и "социал-демократе". Если раньше подобные утверждения считались клеветой и происками оппозиционных злопыхателей, пытающихся вбить клин между переродившимися ренегатами из руководства ПКРМ и честными, порядочными коммунистами, то сегодня рассуждения о "социал-демократичности" Воронина стали общим местом в государственных и около президентских СМИ.

Президент, открыто игнорируя недовольно-ревнивое ворчанье ПКРМ, подбирает себе совершенно непартийную команду, с которой готовится вступить в свой второй срок, в эпоху пост-ПКРМ.

Такие люди, как Марк Ткачук, Олег Рейдман, Валериу Реницэ, Серджиу Мокану, Мариан Лупу, Андрей Стратан, Артур Ефремов и многие другие воронинцы, которые задают тон в руководстве государством, оттеснив на вторые роли "чистокровных" партийцев, не только не имеют ничего общего с коммунистами, но и относятся к ним с плохо скрываемым презрением, как к денщикам, плебеям, миссия которых - служить навозом для шефа, обеспечивая его пребывание у власти как можно дольше, желательно, вечно.

Но вечно не получится. Даже внешне Воронин все больше напоминает позднего Ельцина. Те не коммунисты, которых приблизил к себе Воронин, много бы дали, чтобы именно им выпало счастье стать наследником третьего (и возможно, четвертого) президента Молдовы, так сказать, молдавским Путиным, сменившим молдавского Горбачева-Ельцина в одном лице.

На последнем пленуме ЦК ПКРМ принято решение провести осенью очередной съезд партии и внести изменения в ее программу. Посмотрим, от какого наследства они откажутся. Скорее всего, из программы будут изъяты положения о построении коммунистического общества как конечной цели партии, о национализации частной собственности, о доминировании госсобственности, о запрете на продажу земли, о госрегулировании цен и тому подобные вещи, явно компрометирующие человека, который провозгласил своим абсолютным приоритетом интеграцию в Европу.

Название партии до следующих выборов будет сохранено: на приманку мнимой коммунистичности еще раз избирателя поймать можно. Даже после четырех лет тотальной лжи. Но только еще один раз. После восьми лет лжи в 2009 г. уже никто на эту приманку не купится.

Быть ортодоксальным коммунистом в современной Европе - дурной тон. Компартия не в моде даже в России. Поэтому ребрэндинг ПКРМ после парламентских выборов неизбежен. Под такую перспективу будет составляться предвыборный список якобы ПКРМ и формироваться и дальше новая воронинская команда. Представителям старой гвардии ПКРМ, таким, как Виктор Степанюк, при втором, исправленном и дополненном, издании воронинизма, места, скорее всего, не найдется. Старую партию просто "кинут". Впрочем, ее активисты морально к этому готовы. Они давно уже похожи на обреченных киплинговских бандерлогов.

"После нас - хоть потоп"

Правой и центристской оппозиции нет нужды самой бороться с ПКРМ. У партии коммунистов есть хороший могильщик - ее председатель. Он каждодневно подрывает идеи коммунизма, и придет день, когда он их окончательно похоронит. И сделает он это лучше, чем все рошки и брагиши вместе взятые. Понятны нетерпение и комсомольский задор последних ("Партия! Дай порулить!"), но они не должны мешать Воронину. Он сам все развалит.

Старая партийная номенклатура только и умеет, что разваливать. Она развалила КПСС и СССР, которые внешне тоже выглядели очень большими и прочными, но исчезли в одночасье. Можно не сомневаться, что Воронин развалит ПКРМ. Будет жаль, если он развалит и Молдову. Это очень реально: за внешне декларативными "укреплением" и "консолидацией" государственности в обществе идут такие центробежные и разрушительные процессы, которых страна может просто не выдержать.

Воронин превратил Молдову в автаркическое, закрытое общество, и это очень выгодно правящему клану. Это выводит его из-под любого контроля как молдавского общества, так и международного сообщества, позволяя разворовывать остатки госсобственности, отнимать чужое имущество и на корню пресекать любое недовольство тех, кто с таким курсом не согласен.

Первой протрезвела Россия, обманутая Ворониным. Москва надолго, если не навсегда, закрыта для молдавского президента. На очереди администрация США, которой Воронин много наобещал в 2001 г., но ничего из обещанного не выполнил. (The New York Times уже назвала руководство Молдовы "толпой бывших кагэбистов"). Затем и Брюссель со Страсбургом поймут, что кишиневские власти водят их за нос, только обещая следовать ценностям Европы, а на деле их всячески подавляя. Вот только обманутые молдавские избиратели могут так никогда и не понять, что их просто "поимели".

Драматизм ситуации заключается в том, что сегодня у ПКРМ нет дееспособной альтернативы. Сегодня у шести партий есть шанс преодолеть шестипроцентный барьер голосов, чтобы попасть в парламент, но ни одна из них не сможет заменить ПКРМ, или как она там будет называться после выборов.

Вот эти партии справа налево: Христианско-демократическая народная, Социально-либеральная, Альянс "Молдова ноастрэ", Социал-демократическая, Демократическая, партия коммунистов.

Первые две представляют прорумынский электорат, в лучшие времена начала-середины 90-х достигавший одной пятой от общего числа избирателей. Хорошо, если в 2005 г. ХДНП и СЛП вместе наберут 15 процентов голосов. Уже ясно, как будет вести себя власть по отношению к этим партиям. Лидер СЛП Олег Серебрян будет всячески "надуваться", а лидер ХДНП Юрие Рошка всячески опускаться в надежде на то, что соперничество между рафинированными академическими интеллектуалами из СЛП и брутальными уличными экстремистами из ХДНП не позволит ни одной из этих партий преодолеть шестипроцентный барьер. Интересная тактика воронинцев. И не бесперспективная.

Самой ПКРМ при нынешней оппозиции справа и отсутствии какой-либо альтернативы слева и на следующих выборах гарантировано 45-50 процентов голосов. Оставшиеся 35-40 процентов придется делить между собой АМН, СДПМ и ДПМ.

Заветная мечта воронинцев - снова самостоятельно набрать большинство голосов, достаточное для переизбрания президента на второй срок и контроля над парламентом и правительством. Если это не получится, то недостающие голоса можно будет прикупить во фракциях ДПМ, СДПМ и АМН. Если не получится снова сделать Воронина президентом, он может стать председателем парламента или премьер-министром, у которых, в условиях парламентской республики, по Конституции, даже больше власти, чем у главы государства. Это сегодня Конституция не соблюдается, а через год, того гляди, она понадобится самому Воронину.

Как бы этот режим ни оправдывался через подконтрольные СМИ, он не может отменить того факта, что каждые пять минут один житель Молдовы навсегда уезжает из нее, вынося тем самым своей приговор и этому государству, и ее власти. Но эта власть, совершенно оторвавшаяся от реальности, продолжает делать хорошую мину при плохой игре, пытаясь убедить всех в том, что все в Молдове хорошо, и уж кто-кто, но администрация президента делает все правильно. Эта власть, наглая и грубая, исповедует принцип "После нас - хоть потоп".

Выбор у граждан Молдовы не велик: или попытаться пережить эту власть, или уехать от нее.

Еще четыре года воронинского режима Молдова может не выдержать. Преданные верхушкой ПКРМ старики будут просто физически умирать. Обманутая еврообещаниями молодежь будет пополнять армию эмигрантов, интегрируясь в Европу в индивидуальном порядке. Де-факто российское Приднестровье за пять лет станет совершенно российским. Русские будут и дальше уезжать в Россию, румыны - в Румынию. Правобережная Молдова будет и дальше проваливаться в нищету и беззаконие. Проевропейская риторика так и останется чистой воды демагогией.

Выпавшее из исторического и географического контекста, маленькое и расколотое государство будет все больше раздражать как своих граждан, так и соседей. В конце концов, критически опасная масса людей может просто махнуть рукой: "Кому она вообще нужна, такая страна?". Плохо, когда граждане предают свое государство, но что делать, когда государство предает их?

И когда, по окончании второго срока своего президентства, 70-летний Воронин взглянет на то, что он оставит потомкам, те "руины власти", на которые он якобы пришел в 2001 г., могут показаться ему настоящим дворцом.

Дмитрий Чубашенко