Предыдущая статья

Это тревожное слово

Следующая статья
Поделиться
Оценка

Завершила свою работу действовавшая с 1986 года смешанная российско-корейская демаркационная комиссия, которая определила и юридически оформила государственную границу между Россией и Северной Кореей.

 Госграница между РФ и КНДР проходит по середине русла реки Туманной (Туманган) Хасанского района Приморского края на участке длиной около 17,5 км.  9 февраля в МИДе России замминистра иностранных дел РФ Александр Лосюков и посол КНДР в Москве Пак Ы Чун подписали выработанный упомянутой комиссией дополнительный протокол, который фиксирует результаты, проведенной в 2000-2003-м работы по завершению демаркации, и первой совместной проверке прохождения границы.

В Тихоокеанском региональном пограничном управлении ФСБ России корреспонденту газеты "Владивосток"  сообщили, что вышеназванные мероприятия носили плановый характер, линия границы не изменилась и в ближайшее время меняться не будет. То есть подписанный протокол можно было бы расценивать как необходимую, но все же формальность, а сообщение МИДа - как рядовую информацию о текущей деятельности министерства, если бы не одно "но", о котором не раз говорилось на страницах "В". Река Туманная обладает капризным характером и гуляющим руслом, которое (особенно в период паводка) легко подмывает песчаные берега. А так как северокорейцы уже давно наращивают свой берег, строя бетонные "шпоры" и камуфлируя их слоем грунта с травой и кустарником, то русло упорно смещается на юго-восток, уменьшая площадь России.

Не нужен нам берег российский?

Отечественные власти по-настоящему заметили проблему только в прошлом году, когда река подступила вплотную к заставе Песчаной, смыв несколько пограничных знаков и вышку. Обеспечение целостности границы - прерогатива федеральная, но ждать начала очередного финансового года было нельзя, и губернатор Приморья Сергей Дарькин распорядился выделить 5,4 млн. рублей на спасение заставы и еще 1,5 млн. на проектные работы. Дальше слово было за федералами - президент Путин дал соответствующие поручения премьер-министру Касьянову и министру природных ресурсов Артюхову, в результате чего бюджетная заявка, предусматривающая выделение в 2004-2006 гг. около 300 млн. рублей, пошла по соответствующим инстанциям.

Однако в начавшемся году стало известно о неровных отношениях между краевой администрацией и ГУПР по Приморскому краю (территориальное подразделение Минприроды). Сергей Дарькин обвинил министерство в том, что представители последнего затягивают оформление документации, из-за чего задерживаются поступления из федерального бюджета и откладывается продолжение берегоукрепительных работ. В качестве ответного хода появилось официальное заявление МПР России. По версии Минприроды, именно они забили тревогу "в связи с чрезвычайной ситуацией, сложившейся в районе дислокации пограничной заставы Песчаной. Согласно заключению МПР берегоукрепительные мероприятия потребуют гораздо больше денег, чем считалось вначале, а именно 710 млн. рублей, из которых 459 необходимо выделить на первоочередные меры. "Финансирование же в 2003 году неотложных работ из бюджета Приморского края в размере 5,4 млн. рублей сколько-нибудь серьезно на ситуацию повлиять не могло", - эту фразу из заявления МПР можно расценивать как отголосок конфликта с краевой администрацией. Заметим, что все-таки именно эти, пусть и сравнительно небольшие, деньги спасли погранзаставу от разрушения: участок берега отсыпали скальным грунтом.

В. Авченко