Предыдущая статья

Новый поворот во внешней политике Азербайджана

Следующая статья
Поделиться
Оценка

После 4 месяцев правления президента Ильхама Алиева во внешней политике Азербайджана отмечается тонкое, но динамичное изменение, которое пока что оттеняется происходящими в Грузии драматическими событиями. И, тем не менее, это изменение может иметь еще большее воздействие на общую геополитику Южного Кавказа.

После визитов в Париж и Москву, Алиев на днях выехал в Казахстан. Он посетит также Узбекистан, Турцию, Иран. Это желание Баку быть в центре внимания (что связывается с соперничеством интересов России, США, Ирана и Турции в вопросе урегулирования карабахской проблемы) достойно тщательных обсуждений.

Заметный в последнее время поворот Азербайджана в сторону России вызвал озабоченность у Вашингтона. В Москве Алиев заверил президента Путина в том, что никакое иностранное военное присутствие не будет иметь в Азербайджане постоянную дислокацию. Это, кажется, поворот от той позиции, которую декларировал Алиев во время визита в декабре министра обороны США Дональда Рамсфельда в Баку. В то время была обсуждена возможность размещения американского контингента или НАТО для обеспечения безопасности нефтепровода Баку-Джейхан. С другой стороны, Азербайджан, согласно информации, обсуждает иранское предложение о "военном сотрудничестве".

Этот поворот в сфере внешней политики совпадает с противостоянием Алиева-младшего трудностям на ранних этапах правления. Последним действом драмы о наследственной передаче власти были состоявшиеся 15 октября президентские выборы, которые подняли бурную волну протеста в рядах оппозиции. Они вступили в явный конфликт, но потерпели поражение благодаря вмешательству сил безопасности, которые пошли на ставшие обычными насилие и массовые аресты.

Кажется, эти жестокие меры подавили внутреннюю напряженность - хотя бы временно. Но применение репрессивных мер, и муссируемый вопрос легитимности Алиева ставят под сомнение перспективу продолжительности его деятельности. Тем более что Запад, в том числе США, резче осудили эти поствыборные аресты, чем имевшие место в прошлом, пишет AZG Daily .

Постепенно растущее при кажущейся стабильности внутреннее недовольство, наверное, станет стимулом для поиска новых путей укрепления президентской власти. Может быть, именно этим можно объяснить поворот во внешней политике. Оставив в стороне возможный риск такого маневра, посмотрим, какое имеет этот поворот существенное геополитическое значение.

Воспользовавшись во время своего первого заграничного визита (в прошлом месяце) разногласиями между Парижем и Вашингтоном, Алиев попытался вбить клин: с одной стороны - между французским и российским сопредседателями МГ ОБСЕ, с другой стороны - между ними и их американским коллегой, организовав при этом телефонные обсуждения по карабахскому вопросу между президентами Франции и России. Алиев убедил президента Франции Жака Ширака в том, что в вопросе урегулирования карабахского конфликта необходимы новые предложения.

Подобные шаги Алиев предпринял во время своего московского визита. Возможно, скоро Россия окажет давление на Армению в вопросе урегулирования карабахской проблемы (в ущерб Армении), договорившись с Алиевым о сотрудничестве в военной сфере и сфере энергетики и (что более важно для Москвы) поверив его соблазнительному обещанию покончить с "флиртом" с НАТО.

Москва может позволить себе идти навстречу таким "попыткам пойти на примирение", не поставив под удар свои стратегические отношения с Арменией, потому что рычаги ее воздействия на Армению довольно мощные и свидетельством тому соглашение "Имущество против долга", которым значительная часть экономики страны подпадает под контроль России.

Правда, относительно значения и размеров такого изменения "приоритетов" Азербайджана развернулись дебаты. Некоторые наблюдатели утверждают, что сын Алиева остается верным внешней политике отца, стремясь сохранить равновесие между Востоком и Западом в пользу Азербайджана, но, в отличие от сильного отца, Ильхам Алиев не имеет того опыта и уверенности, которых требует подобная взвешенная политика.

Более того, ему не хватает той стабильности и неоспоримой поддержки окружения, какой добился его отец. Эти недостатки, плюс к этому ожидаемое давление Запада, вызывают сомнение: а сможет ли новое руководство Азербайджана с успехом продолжить свой новый внешнеполитический курс? Но, тем не менее, понятно, что такой поворот в политике окажет воздействие на соотношение сил в регионе.

Ричард Киракосян