Предыдущая статья

Несмотря на преследования, армянская оппозиция обещает провести новые акции протеста

Следующая статья
Поделиться
Оценка

Несмотря на силовые методы, к которым прибегла полиция во время разгона демонстрации в Ереване, лидеры армянской оппозиции обещают продолжить кампанию протеста, чтобы заставить президента Роберта Кочаряна в отставку. Предпринятые полицией действия вызвали обеспокоенность некоторых международных организаций, включая Совет Европы, развитием процесса демократизации в Армении, пишет Eurasianet .

По заявлению официальных лиц, 30 человек получили серьезные телесные повреждения во время нападения полиции на примерно 2000 демонстрантов в центре Еревана в первые предрассветные часы 13 апреля. Источники в рядах оппозиции утверждают, что телесные повреждения получили сотни людей; кроме того, говорят они, большинство не стало обращаться за медицинской помощью, опасаясь репрессий и в том числе арестов. Очевидцы утверждают также, что полиция явно избирала в качестве своих мишеней журналистов, освещавших ход демонстрации.

По заявлению полиции, 115 человек были задержаны в ходе столкновений 13 апреля; более 70 из них были отпущены на свободу в первые 24 часа. Власти утверждают, что демонстранты спровоцировали сотрудников полиции на нападение. Многочисленные очевидцы опровергают официальную версию событий, говоря, что демонстранты не делали никаких попыток прорвать полицейский кордон на проспекте Маршала Баграмяна.

После столкновения 13 апреля полиция провела рейды в штаб-квартирах крупнейших оппозиционных сил – партии «Национальное единение», Республиканской партии и Народной партии Армении, – арестовав большое число активистов по разного рода обвинениям, начиная с «нарушения общественного порядка» и до попытки «захвата власти». Полиция попыталась также провести обыски в домах некоторых известных лидеров оппозиции. Действия полиции заставили высшее руководство оппозиционного движения скрыться от властей, чтобы избежать задержания. 14 апреля в подполье оставался только лидер Республиканской партии Арам Саркисян.

Кочарян выступил в защиту беспрецедентных действий властей, заявив через своего представителя, что его оппоненты «поставили под угрозу конституционный строй»; он сказал также, что демонстранты «не подчинялись законным приказам полиции».

Лидеры оппозиции, похоже, не испугались репрессий. Саркисян, лидер Республиканской партии, заявил, что действия полиции перечеркнули возможность диалога между оппозицией и Кочаряном по вопросу о политическом урегулировании. «Он [Кочарян] обеспечил себе судебное преследование за все свои грехи, и никаких компромиссов больше не будет», – сказал Саркисян.

Оппозиция называет администрацию Кочаряна нелегитимной, настаивая на том, что в 2003 г. президент подтасовал президентские и парламентские выборы. Саркисян добавил, что оппозиционный альянс запланировал еще несколько митингов для того, чтобы заставить Кочаряна уйти в отставку. Это было подтверждено и лидером Народной партии Армении Степаном Демирчяном, который заявил: «Воля наших людей [сторонников оппозиции] не сломлена».

Следующая антикочаряновская демонстрация запланирована на 16 апреля, заявили представители оппозиции, которые в то же время отказались предоставить информацию о деталях своих планов. Лидер партии «Национальное единение» Арташес Гегамян заявил, что действия полиции могут привести к укреплению рядов сторонников оппозиции. «Не было никого, кто бы преуспел в усмирении целой нации при помощи дубинок и репрессий», – сказал Гегамян. «Этому нелегитимному режиму это точно так же не удастся».

Администрация Кочаряна дала понять, что любые дальнейшие попытки организовать несанкционированные акции протеста найдут такой же отпор со стороны полиции, какой был продемонстрирован 13 апреля. Кочарян провел переговоры, касающиеся недавних событий, с лидерами представленных в правительстве трех пропрезидентских партий. Официальная информация об этой встрече носит отрывочный характер, а представители коалиции казались подавленными и не были склонны рассказывать о ее подробностях.

На пресс-конференции накануне встречи с Кочаряном представители Республиканской партии, Армянской революционной федерации и партии «Оринац еркир», занимающие большинство мест в парламенте, по сути дела, выступили с оправданием репрессий. Однако в то же время они повторили призыв к «диалогу» с оппозицией. Ранее АРФ предлагала дать армянской оппозиции возможность участвовать в принятии решений в обмен на прекращение антикочаряновских демонстраций. Как президент, так и оппозиция отвергли это предложение.

Первая реакция международного сообщества носила приглушенный характер; как иностранные правительства, так и межгосударственные организации не желали вставать на чью-либо сторону в политическом споре. Большинство организаций в своих заявлениях, касающихся событий 13 апреля, избегают возлагать вину на кого бы то ни было, подчеркивая вместо этого, что обе стороны должны приложить усилия для разрешения конфликта.

«Мы призываем обе стороны начать диалог, который ослабит напряженность и позволит сосредоточиться на продолжении политической и экономической реформы», – сказал представитель Государственного департамента США Ричард Баучер. «Физические нападения, налеты на штаб-квартиры политических партий, а также массовые аресты и задержания активистов оппозиции полицией не способствуют созданию благоприятной атмосферы для политического диалога».

Совет Европы также занял осторожную позицию в связи со сложившейся в Армении ситуацией. В своем заявлении 14 апреля генеральный секретарь Совета Европы Вальтер Швиммер отметил, что сообщения, поступающие из Армении, носят «отрывочный и противоречивый» характер, и призвал все политические силы воздержаться от применения насилия. Далее он призвал как Кочаряна, так и его оппонентов «сосредоточиться на демократических реформах».

Швиммер подверг критике попытки армянского правительства поставить под жесткий контроль освещение происходящих событий средствами массовой информации, заявив, что главной причиной противоречивой информации о действиях полиции 13 апреля стало «отключение СМИ».

«Если бы СМИ была предоставлена полная свобода, мы имели бы ясную картину ситуации», – сказал Швиммер. «В демократическом обществе люди располагают свободой получать [информацию] и выражать свои взгляды – даже если они выступают с критикой президента или правительства».

Эмиль Даниэлян