Предыдущая статья

Владимир Румл: «Чехия станет для Беларуси более привлекательной».

Следующая статья
Поделиться
Оценка

После  скандала, связанного с отказом чешских властей выдать въездную визу главе белорусского государства, желавшего приехать в Прагу во время саммита НАТО в ноябре 2002 года, отношения между двумя государствами стали заметно прохладнее. Поэтому новому Временному Поверенному в делах Чешской Республики в Беларуси Владимиру Румлу предстоит нелегкая работа по нормализации и развитию двухсторонних отношений. Это интервью - дебют главы дипломатической миссии Чешской Республики в белорусских СМИ.

 

- В качестве нового посланника Вы недавно приступили к своей работе в Беларуси. Какие Ваши  первые впечатления от нашей страны?

 

Я приехал в начале января, и Беларусь не обманула моих ожиданий. Всё здесь действительно было белым, везде – много снега. Люди – дружелюбны, а Беларусь – прекрасная страна, и всё здесь – замечательно. Всё, кроме, пожалуй, памятников Ленину. Этого я понять не могу. Последние пять лет я работал в Постоянной делегации Чешской Республики при НАТО в Брюсселе. Для меня это было сатисфакцией за те почти 40 лет, которые я прожил при коммунистической диктатуре. НАТО, по существу, является международным министерством обороны. Важно, что все решения там принимаются на основе консенсуса. Достижение консенсуса не является большой проблемой, так как все страны-участницы преследуют общие цели – безопасность, демократию и процветание.

Я упомянул о коммунистической диктатуре. Коммунизм не согласуется с человеческой сущностью. И поэтому он фальшив. Если человек, живущий при репрессивном режиме, не желает продать свою душу, он не может претендовать на хорошую работу и какие-либо блага. Единственное, что у него есть в этом случае – немного свободы. Такой режим просто абсурден.

 

- Как Вы оцениваете нынешнее состояние чешско-белорусских отношений?

 

Чехия – это демократическая страна. Я – демократ и поэтому намереваюсь оказывать поддержку всему, что является демократическим в Беларуси. А это – люди, которые хотят быть участниками свободной дискуссии и не желают жить в нищете. С официальным руководством Республики Беларусь мы поддерживаем дипломатические отношения, но из-за того, что для наших стран приоритетными являются различные ценности, позиции наших государств часто также, к сожалению, отличаются. К сожалению – потому, что хорошие политические отношения, естественно, означали бы и более тесное сотрудничество в экономической сфере. Я надеюсь, что как новая страна-участница Европейского Союза Чехия станет для Беларуси более привлекательной, – и официальный Минск увидит, что и из бывшей советской колонии можно сделать суверенное демократическое европейское государство.

 

- У Вас есть свое мнение по поводу стиля руководства президента А. Лукашенко?

 

Я попробую его выразить просто и лишь в общих чертах. Лично мне не нравится социальная инженерия. Давайте просто дадим людям возможность спокойно жить, и они сами со всем разберутся. Не очень хорошо, когда государство пытается вмешиваться в вопросы предпринимательства, образования и свободы информации. Каждое государство и президент должны делать только то, что люди не могут сделать сами, и граждане должны это бескомпромиссно контролировать. Иначе нам сядут на голову, и нам будут диктовать, – а это уже не демократия, это, собственно говоря, – кошмар.

 

- В Беларуси осенью будут проходить парламентские выборы. Вы полагаете, они будут интересными для иностранных наблюдателей?

 

Конечно же, я ожидаю, что эти выборы будут свободными и прозрачными. Выборы – важная составляющая демократии, однако, все кандидаты должны иметь равные возможности в предвыборной кампании. Проведение выборов и подсчет голосов должны контролироваться независимыми наблюдателями. Я ожидаю, что победят демократы. Ожидаю, что люди не будут голосовать за стагнацию и изоляцию между Востоком и Западом. Мы в Чехии выбрали свободу и благополучие Запада.

 

- Какой Вам видится роль оппозиции во время таких выборов?

 

Я не очень люблю это слово. Я бы предпочел слово «демократия». И считаю, что необходима сплоченность. Именно сплоченность, а не единство – этого требовать нельзя, потому что это не реально. Мы, чехи, в 1989 году хотели избавиться от диктатуры. Это было нашей главной целью. Сплотившись, мы создали так называемый «Гражданский форум». До первых свободных выборов мы забыли про партийные различия, отложили в сторону личные амбиции и работали, прежде всего, для успеха «Гражданского форума». Мы выполнили эти условия, избавились от диктатуры и только после этого начали бороться за политическую власть в демократическом государстве. И так должно быть.

 

- В нашем государстве самые важные выборы – президентские. Что Вы скажете о возможных амбициях А. Лукашенко?

 

Как официальный представитель Чешской Республики в Вашей стране я не могу делать оценку политическим амбициям президента. Тем не менее, когда я узнаю, что некоторые ваши граждане полагают (а исследование общественного мнения свидетельствует об этом), что нынешний президент должен управлять этой страной до конца жизни, я в недоумении. Мне кажется, что каждый хотел бы быть президентом как можно дольше, однако у власти люди должны чередоваться, чтобы этой властью нельзя было легко злоупотреблять. Пожизненный президент – само это понятие мне кажется абсурдным и определенно не демократическим. В современной Европе такого уже давно нет.

 

- Беларусь могла бы вступить в Европейский Союз, – если бы произошло чудо?

 

Вы правы. Должно, наверное, произойти чудо. Тем не менее, некогда подобная ситуация была в Словакии. А посмотрите сегодня! Хватило немногого – после избрания политиков-демократов Словакия гарантировала себе безопасность вступлением в НАТО и экономическое благополучие вступлением в Евросоюз. А это – успех.

Хотят ли белорусы того же? Хотят ли иметь гарантированную безопасность и хорошо жить в составе Европейского Союза? Или хотят быть частью чего-то другого? Решать им. Мы, чехи, сделали свой выбор. Мы хотим быть свободными и жить хорошо.

 

Роман Яковлевский («Белорусский рынок»)