Предыдущая статья

Молдова хочет вступить в Евросоюз

Следующая статья
Поделиться
Оценка

Расширение Европейского Союза в Молдове было воспринято не только как событие исторической важности для всего континента, но и как значимый для самой республики процесс. В декабре 2002 года Молдова впервые громогласно объявила о своем желании стать частью европейского сообщества, а евроинтеграцию возвела в ранг главного приоритета внешней политики. Приближение к республике границ Евросоюза воспринимается как увеличение шансов страны реализовать свою судьбоносную задачу, считает VOA.  Однако всем известно, что для заключения крепкого «брачного союза» необходимо согласие обеих сторон. Как же в действительности расценивают Брюссель и Кишинев такую возможность?

 «Членство в ЕС России, Украины, Молдовы и Беларуси не стоит на повестке дня Еврокомиссии, и точка», - заявил на прошлой неделе, отвечая на вопросы немецкой прессы, комиссар ЕС по вопросам расширения Гюнтер Ферхойген. Би-би-си преподнесла своим слушателям эту информацию под заголовком «Еврокомиссия: России не место в ЕС». Некоторые молдавские СМИ, ссылаясь на информацию британского общественного радио, сделали вывод, что в ЕС нет места «новым соседям».

Однако многие молдавские аналитики считают, что к заявлению Ферхойгена не следует относиться так пессимистически. Во-первых, потому, что «на повестке дня» Евросоюза сейчас стоят свои, внутренние проблемы. Среди них можно отметить необходимость серьезных структурных изменений, укрепление финансово-экономического фундамента, преодоление существующих барьеров во взаимоотношениях «новых» и «старых» членов. Да и самая мощная за всю историю Европейского Союза волна расширения еще не завершилась: в 2007 году в ЕС вступят Румыния и Болгария.

С другой стороны, как заявляет официальный Брюссель, локомотив под названием «еврорасширение» не собирается въехать в депо и встать на вечную стоянку. Выступая в прессе, координатор ЕС по внешней политике Хавьер Солана отметил, что «поезд расширения стремительно мчится вперед без единого признака замедления». Развивая эту мысль, Гюнтер Ферхойген сказал, что для Европейской Комиссии 1 мая - вовсе не конец нынешнего этапа увеличения союза, а лишь промежуточная остановка.

Все эти факты наталкивают на мысль, что вопрос о членстве в ЕС Молдовы и других соседей, по объективным соображениям, просто должен дождаться своей очереди.

Чего не может, по мнению экспертов, позволить себе республика, - так это ждать пассивно. Стратегия добрососедства «Wider Europe» открывает для Молдовы такие возможности, о которых раньше она и мечтать не могла. Во время своего визита в Кишинев в декабре 2003 года комиссар по расширению ЕС Гюнтер Ферхойген назвал Молдову ключевой страной в стратегии соседства Евросоюза и подчеркнул, что ЕС готов открыть для молдавских товаров свой рынок, а со временем республика сможет воспользоваться основными свободами европейского пространства, такими как свободное передвижение людей, товаров, капитала и услуг.

Как говорил один из европейских экспертов, Молдова и Евросоюз должны относится к своим отношениям как к деловому партнерству. ЕС хочет иметь стабильного соседа и готов за это «заплатить» предоставлением новых возможностей. Молдова, в свою очередь, хочет воспользоваться свободами европейского пространства и поэтому должна выполнить определенные требования.

А их немало: решение приднестровского конфликта, борьба с коррупцией, преодоление социального и экономического кризиса... Среди самых серьезных экономических барьеров на пути Молдовы к евроинтеграции британский эксперт Энн Льюис называет чрезмерную зависимость экономики страны от сельскохозяйственного сектора, от нестабильного рынка СНГ и импорта энергетических ресурсов. К факторам, оказывающим негативное влияние на развитие экономики страны, эксперт причислила также неритмичный процесс проведения реформ.

Сможет ли Молдова справиться со всем этим грузом сложно решаемых проблем? Желанию граждан республики дать положительный ответ на этот вопрос есть много причин. Граница Евросоюза разделяет теперь многих молдаван со своими ближайшими родственниками: по разным подсчетам, в странах ЕС работают от 450 до 600 тысяч граждан республики.

Вступление в союз ближайшей соседки Румынии может всколыхнуть в оставшейся за кордоном Молдове очередной межнациональный конфликт. Ведь большая часть румыноязычного населения страны уверена, что, если бы не их провосточно настроенные сограждане, Молдова объединилась бы с Румынией и в самом ближайшем будущем влилась бы в европейскую семью.

Молдова без перспектив на евроинтеграцию может превратиться в своеобразную консервную коробку, плотно спрессованную с одной стороны Евросоюзом, с другой - Россией.

Любой прогноз требует оценки абсолютно всех факторов, как отрицательных, так и положительных. А к последним республика относит активно проводимую Польшей политику «восточного измерения», включающая поддержку евроинтеграционных усилий Молдовы и Украины.

К числу своих действенных симпатизантов страна причисляет и Германию. Буквально на днях бундестаг принял на себя обязательство оказать содействие Молдове в реинтеграции страны и в возрождении экономики.

Да и сама цель расширения Евросоюза - раз и навсегда исправить историческую несправедливость и объединить разделенную Сталиным и «холодной войной» Европу - дает Молдове надежду, что географически расположенная в Европе страна станет ее полноправной частью и в смысле экономическом, и в смысле политическом, заключает VOA.