Предыдущая статья

МИД Узбекистана «не готов» комментировать заявления Туркменбаши

Следующая статья
Поделиться
Оценка

2 июня 2004 года, выступая перед земледельцами Балканского велаята Туркменистана, Сапармурат Ниязов коснулся темы завершенных накануне туркмено-узбекских переговоров по делимитации границы и отдельным участкам территории Туркменистана, переданным в советское время в аренду хозяйствующим субъектам Узбекистана.

Как сообщила по итогам переговоров официальная туркменская пресса, «эта земля еще раз и окончательно признана территорией Туркменистана». В связи с этим, перед людьми, проживающими и работающими на арендованных территориях (около 180 квадратных километров), среди которых преобладают этнические узбеки, встал вопрос определения своей дальнейшей судьбы, пишет «Гундогар» (http://www.gundogar.org/?topic_id=25#1112).

«Мы предложили этим людям выехать в Узбекистан, но они все захотели остаться в Туркменистане, — сказал С. Ниязов, — потому что бесплатного газа, электричества и других хороших условий, как у нас, в Узбекистане нет».

Обязательным условием для «желающих» остаться в Туркменистане является получение туркменских паспортов и отказ от узбекского гражданства, что чрезвычайно усложнит поездки этих лиц, к родственникам, оставшимся по другую сторону границы.

По мнению экспертов, желание официального Ашхабада завершить делимитацию туркмено-узбекской границы в кратчайшие сроки связано исключительно с проводимой режимом С. Ниязова политикой полной самоизоляции Туркменистана от внешнего мира.

Между тем, помимо вопроса о гражданской принадлежности лиц, населяющих указанные территории, сторонам предстоит обсуждение раздела всей хозяйственной инфраструктуры, включая движимое и недвижимое имущество, находящейся на территории Туркменистана но принадлежащей организациям и предприятиям Узбекистана.

В ответ на просьбу корреспондента ИТАР-ТАСС прокомментировать высказывания С. Ниязова о решении граждан Узбекистана отказаться от узбекского гражданства, а также об окончательном признании статуса арендованных земель, первый заместитель министра иностранных дел Узбекистана Владимир Норов сказал: «Я впервые об этом слышу. МИД Узбекистана выразит официальную позицию по данному вопросу после того, как мы поподробнее ознакомимся с содержанием заявлений туркменского президента».