Недавний саммит НАТО в Стамбуле продемонстрировал противоречивый характер отношений, сложившихся между принимавшей страной, Турцией, и Западом. Мусульманская страна, имеющая светские политические традиции, Турция, с одной стороны, – весьма ценный актив НАТО. Анкара должна сыграть ключевую роль в борьбе Альянса с радикальным исламизмом, а также в установлении стабильности в Ираке и Афганистане. С другой стороны, отношение ЕС к приему в члены союза Турции остается прохладным.
Сегодня Турция должна проявить себя самым активным образом в решении проблем, связанных с ростом на Ближнем Востоке и в Центральной Азии радикального исламизма. Турция в большей степени, чем любое европейское государство, может способствовать стабилизации и постепенным политическим изменениям в исламском мире. Однако, вместо того чтобы использовать эту благоприятную возможность, ЕС держит Анкару в подвешенном состоянии. Если в ближайшее время проблемы и устремления турок не будут приняты во внимание, доверие с их стороны может оказаться подорванным, пишет Eurasianet.
Турция является источником беспокойства для Европейского Союза. Это очень бедная страна, однако, благодаря численности ее населения (из нынешних членов ЕС по численности населения Турцию превосходит только Германия) она может занять важное место в расширившемся Евросоюзе. Права человека в Турции соблюдаются далеко не лучшим образом, а военные продолжают оказывать влияние на политическую жизнь страны. Вероятно, важнее всего то, что Турция – преимущественно мусульманская страна, в отличие от входящих в ЕС государств с преимущественно христианским населением.
Впрочем, именно эта особенность Турции и представляет ценность для ЕС. В качестве мусульманского государства Турция способна наладить контакты с ближневосточными странами и сделать это гораздо лучше, чем нынешние члены Евросоюза. Принятие Турции в ЕС докажет, что соединение принципов ислама и демократии способно принести процветание и стабильность. Этот пример не только способствовал бы улучшению отношений с другими мусульманскими странами, но и помог бы ЕС в решении проблем, связанных со значительным мусульманским населением самой Европы.
Лишний раз потенциальная роль Турции была подчеркнута проведением на ее территории в июне сразу двух встреч: саммита НАТО и Исламской конференции министров иностранных дел. Турция – единственная страна, являющаяся членом обеих этих организаций. Больше того, генеральным секретарем последней из них стал в этом году представитель Турции.
Турки ясно заявляют, что членство в ЕС – первоочередная цель их внешней политики. Несколько сменивших друг друга турецких правительств осуществляли реформы, специально направленные на приведение положения в стране в соответствие с критериями членства в ЕС. Совсем недавно правительство освободило из тюрьмы четырех видных курдских политических деятелей, а государственная служба новостей впервые начала вещание на курдском языке. Все это происходило без характерного для прошлых лет вмешательства со стороны военных. В ежегодном обзоре «Дома свободы» (Freedom House), посвященном соблюдению странами мира политических прав и гражданских свобод, отмечается значительное улучшение ситуации в Турции после того, как в 1999 г. она получила статус официального кандидата на вступление в ЕС.
С тех пор, как Турция стала кандидатом, ЕС постоянно откладывает решение о назначении даты начала конкретных переговоров о вступлении в союз. В последнее время некоторые члены ЕС, в частности Франция, выступили с заявлениями, которые ставят под сомнение перспективы членства Турции. 8 апреля в речи перед французским парламентом министр иностранных дел Франции Мишель Барнье выступил против принятия в ближайшее время Турции в члены ЕС, заявив, что Анкара не соответствует критериям членства в союзе. Такие заявления создают впечатление, что некоторые члены ЕС ищут повод для того, чтобы отказать Турции.
Перед началом саммита НАТО в Стамбуле президент США Джордж У. Буш призвал ЕС как можно скорее принять Турцию в члены союза. Призыв Буша немедленно вызвал критику со стороны президента Франции Жака Ширака, который заявил, что Соединенные Штаты не имеют права вмешиваться во внутренний процесс принятия решений в Европейском Союзе.
ЕС должен будет принять решение о дате начала переговоров по вопросу о вступлении Турции в период до декабря. Если дата не будет названа, это может привести к тому, что стремление Турции провести реформы будет подорвано и будет упущен важный шанс. Евросоюзу необходимо не держать Турцию на расстоянии, а предъявить ей ясно сформулированные, четкие условия, выполнение которых должно с необходимостью привести к принятию страны в члены союза. Это укрепит позиции Турции в сообществе западных стран и одновременно станет свидетельством признания исламского мира и его интересов.
В то же время ЕС не следует делать никакого исключения в том случае, если Турция не выполнит всех необходимых требований. Турецкое правительство обязано осуществить необходимые для принятия в члены союза реформы: курдское меньшинство нуждается в предоставлении всей полноты гражданских прав; пытки должны быть полностью запрещены; военные должны быть окончательно лишены особого статуса, позволяющего им влиять на политическую жизнь.
ЕС не раз доказывал, что способен создавать демократические институты в странах с недавним недемократическим прошлым. Такая политика могла бы принести еще больший успех в случае с Турцией, которая, в отличие от бывших коммунистических государств, долгие годы колебалась между авторитарным военным режимом и курсом на демократическую реформу. Предпринимаемые нынешним правительством в Анкаре позитивные шаги вызываются по большей части искренним желанием соответствовать стандартам ЕС. Как только Турция докажет, что способна необходимые провести реформы, Евросоюз должен немедленно назначить дату начала переговоров о принятии страны в ЕС.
Сара Репуччи