Предыдущая статья

Возвращение блудного сына

Следующая статья
Поделиться
Оценка

В ближайшие годы Грузия может двинуться отнюдь не по пути «евроатлантической интеграции», о которой энергично заявляет ее лихой президент…

Стрелять – не сеять

Михаил Саакашвили засобирался в НАТО и Евросоюз. По его словам, через два года Грузия может получить статус официального кандидата в НАТО, через четыре года станет его полноправным членом, а уже этот статус будет «входным билетом в Европейский союз». При этом Саакашвили почему-то кивает в сторону Турции: «Если Турцию примут в ЕС, то я убежден, что Грузия последует за ней почти автоматически».

Для того чтобы стать полноправным членом НАТО, требуется всего лишь доказать свою лояльность США, подтвердить неизменность политического курса на ближайшее время и перестроить свою армию под соответствующие стандарты. Главное, что для этого вовсе не обязательно быть богатой страной с развитой экономикой – все основные затраты в блоке несут Штаты. Они же снабжают списанным оружием малоимущих побратимов и вообще являются единственной серьезной военной силой блока, пишет FROM-UA. COM (http://www.from-ua.com/politics/40ea7a530f1d4/).

По сути, НАТО и создавался для решения двух вопросов: для политического объединения стран-частниц блока и для размещения военных баз США и станций дальнего обнаружения. Поэтому будущее Грузии в этом отношении определят в Вашингтоне – опять же исходя из целесообразности.

Отрицательными аргументами для принятия решения являются дополнительные военные расходы. Военный бюджет США составляет уже 416 миллиардов, и все равно этих денег не хватает. А то, что нового союзника, помимо содержания своей базы, придется и кормить – сомнений не вызывает. Впрочем, у американских генералов есть удивительная способность доказывать Конгрессу жизненную необходимость таких затрат.

Положительные аргументы – это приобретение еще одного члена блока, абсолютно лояльного к США, что весьма важно в нынешней ситуации раскола НАТО. Как военная единица Грузия особой ценности не представляет, но зато ее основные порты Сухуми и Батуми, импровизированный нефтяной Супса, военно-морские базы бывшего СССР Поти и Очамчира имеют стратегическое значение. НАТО уже вышло к западным берегам Черного моря, закрепиться вслед за этим на его восточном побережье, в Грузии, – вот был бы «приятный» сюрприз для России, которая и без того увязла в бесконечной чеченской войне.

Что же касается самой Грузии, то в ней от этого выиграют лишь крайние националисты, а также несколько предпринимателей, мечтающих разбогатеть на создании вокруг американской военной базы сети услуг и развлечений. Однако пара тысяч американских военных, пусть даже очень охочих до грузинского вина и девушек, в любом случае не смогут прокормить всю Грузию, бедность которой и является самой главной проблемой – в том числе на пути в Европу.

Евроиллюзии и реальность

Скорый на руку Мишико умудрился сделать свое заявление как раз в тот момент, когда Европе не до нового расширения. Но если бы время на рассмотрение грузинской заявки даже и нашлось, то европолитикам пришлось бы выбирать между романтическим желанием расширить свою границу аж до Кавказских гор и реальной проблемой под названием «Грузия». В которой к власти приходят при помощи революций, бюджет пополняют экспроприацией частной собственности и американскими субсидиями, и существует угроза гражданской войны.

Наконец, возникает главный вопрос: в чем полезность Грузии для европейской экономики? Цитрусовые и вино успешно производят Испания и Греция, горы и пляжи у Европы есть свои, дешевая рабочая сила поставляется в избытке, а покупательская способность грузин явно оставляет желать лучшего. Те немногие предприятия, которые достались Грузии в наследство от «тоталитарного прошлого», благополучно стоят. Развивать экотуризм опасно – вместо диких архаров можно встретить еще более диких горцев, по старинке зарабатывающих похищением людей. Остается вопрос транзита, на который, кстати, и уповает, как на соломинку, грузинское руководство.

Грузия не нужна европейским политикам и бизнесменам – поэтому о своем членстве в ЕС она может только мечтать, так же как о западных инвестициях. На фоне экономической разрухи и уже начавшихся распрях в стане демократов между Саакашвили и премьером Давидом Жванией (главным организатором всех грузинских революций), это может грозить даже новой революцией или гражданской войной. Тогда уж – прощай и НАТО!

Не плюй в колодец!

Заметим, что Запад еще не предложил Грузии ни одного серьезного бизнес-проекта, не спешит делать и инвестиции. В стратегической бизнес-программе Запада Грузии пока что вообще нет места. А ведь Грузия – член ВТО! Но попытки Саакашвили привлечь даже турецкий капитал оказались безрезультатными.

В то же время для республики может найтись место…в ЕЭП. Действительно, на первый взгляд, ярый прозападник Саакашвили и ЕЭП несовместимы. Но Саакашвили – частный случай. Его прозападность базируется на политической поддержке со стороны Вашингтона и надежде на помощь западного капитала. Но быть президентом голодной страны – счастье небольшое и в условиях Грузии недолговечное. Политические чудачества и активное использование американской помощи – это механизмы, при помощи которых новая элита, которую представляет Саакашвили, укрепляет свою власть.

Как только эта задача будет решена, остро встанет вторая – экономическое развитие Грузии. А оно напрямую связано с Россией. Похоже, что Мишико уже начал протаптывать тропку в этом направлении. Его выпады в сторону России становятся все более опереточными, как бы для отвода глаз, зато появился живой интерес к российскому капиталу, да и в Москву он явно зачастил, и не только для решения южноосетинского вопроса. Кстати, грузинский лидер недавно сам снял с повестки дня острый вопрос абхазского урегулирования, отнеся его на двух-трехлетнюю перспективу.

Но главное – Саакашвили уже начал сотрудничество с т.н. «либеральными» российскими бизнесменами и даже пригласил на пост министра экономики Каху Бендукидзе. Даже если это пока все, что позволено грузинскому «быку» (а Запад внимательно следит за любыми попытками интеграции постсоветских республик), то этого вполне может хватить, чтобы Саакашвили почувствовал разницу между положением зависимой от американских дотаций марионетки и президента развивающейся страны, обеспеченной гарантированными поставками энергоносителей.

Наконец, с появлением настоящего бизнеса произойдет ротация правящей элиты. Место кормящихся от западных пособий и грантов национал-демократов, заинтересованных в обострении отношений с Россией, займут самодостаточные бизнесмены, чей интерес, напротив, будет состоять в сближении с российским рынком.

В отличие от нынешней грузинской элиты они уже будут рассматривать ЕЭП не как пресловутую «угрозу незалежности», а как механизм, стимулирующий их бизнес. И сами поднимут вопрос о вступлении Грузии в Единое экономическое пространство…

Виктор Дяченко