Полиция в Азербайджане прибегла к силе при выполнении постановления о выселении верующих из находящейся в центре Баку мечети, глава которой, харизматический и придерживающийся умеренных взглядов имам, имеет немалое число последователей. Некоторые эксперты озабочены тем, что репрессивные действия властей могут привести к усилению в азербайджанской столице настроений религиозного радикализма.
Конфликт вокруг возглавляемой Ильгаром Ибрагимоглу мечети «Джума» начался в марте, когда власти приняли постановление о выселении общины. Апелляционный суд в Баку подтвердил законность этого постановления, однако власти не предпринимали никаких действий для его исполнения вплоть до 30 июня, когда полиция окружила мечеть и, как сообщается, устроила избиение верующих. Одновременно Аллахшукюр Пашазаде, глава подконтрольного государству Духовного управления мусульман Кавказа, объявил, что пост имама общины «Джума» вместо Ибрагимоглу займет Сурхай Мамедов.
Последователи Ибрагимоглу не прекратили сопротивления. 4-5 июля произошло столкновение между полицией и верующими, которые пришли в мечеть на вечернюю молитву. В ходе инцидента десятки человек получили телесные повреждения, было произведено по меньшей мере девять арестов, сообщают очевидцы. Некоторые из задержанных, как сообщается, были жестоко избиты после заключения под стражу.
Представители мечети «Джума» заявляют, что изгнание верующих вызвано политическими мотивами и, прежде всего, является попыткой заткнуть рот Ибрагимоглу, который в последнее время приобрел известность своей резкой критикой администрации президента Ильхама Алиева. Ибрагимоглу – умеренный религиозный деятель, примыкающий к азербайджанской политической оппозиции. Он принимал также активное участие в работе некоторых правозащитных организаций, в том числе Международной ассоциации религиозной свободы, и завоевал большое число последователей своим неподчинением официальным правилам.
«Изгнание верующих из мечети было действием, направленным лично против меня. Оно было нацелено на то, чтобы воспрепятствовать моей религиозной и правозащитной деятельности», – заявил Ибрагимоглу EurasiaNet (http://www.eurasianet.org/russian/departments/rights/articles/eav070704ru.shtml).
Далее имам сказал, что власти пригрозили ему тюремным заключением в том случае, если он немедленно не прекратит свои выступления в защиту прав человека. В настоящее время Ибрагимоглу освобожден условно из заключения после того, как он был осужден за подстрекательство к беспорядкам, произошедшим после спорных президентских выборов в октябре 2003 г. «Никакие угрозы не заставят меня отказаться от моей деятельности», – говорит он.
Власти пытаются изобразить Ибрагимоглу неким религиозным радикалом, стремящимся подорвать политическую стабильность в Баку. Например, Рафик Алиев, председатель Госкомитета по работе с религиозными организациями, заявляет, что Ибрагимоглу злоупотребляет своим религиозным положением ради достижения политических целей. Между тем, как указывают представители азербайджанского министерства юстиции, вызывающее поведение Ибрагимоглу стало главным фактором, повлиявшим на решение полиции использовать силу при выполнении постановления о выселении верующих. «Мы много раз предупреждали общину мечети ‘Джума’», – заявил чиновник министерства юстиции Гусейн Алиханов. «Наши обращения были проигнорированы, и поэтому мы были вынуждены сделать это [исполнить постановление о выселении] в принудительном порядке».
Верующие мечети «Джума» поднимают на смех утверждения, будто Ибрагимоглу исповедует идеи радикального исламизма. «Гаджи Ильгар настроен прозападно в большей степени, чем любой другой имам», – говорит один из членов общины мечети «Джума», просивший не называть его имени. «Большинство его последователей... хорошо образованны и ориентируются в большей степени на Запад, чем на арабский мир».
Расим Мусабеков, политолог из Баку, считает, что независимое поведение Ибрагимоглу угрожает сохранению влияния поддерживаемой государством исламской иерархии во главе с Пашазаде. Например, Ибрагимоглу имеет столько последователей отчасти по той причине, что отказывается от вознаграждения за выполнение религиозных обрядов, в том числе на похоронах. Многие имамы, связанные с Духовным управлением мусульман, живут почти исключительно за счет таких вознаграждений.
Не желая вступать с Ибрагимоглу в соревнование, религиозный истеблишмент решил перекрыть ему дыхание, говорит Мусабеков. «Главные интересы традиционного (поддерживаемого государством) духовенства в стране сосредоточены на сбор средств от пожертвований и выполнения религиозных обрядов», – говорит Мусабеков, добавляя к этому, что отказ мечети «Джума» от заведенного порядка стал источником «недовольства» Духовного управления мусульман Кавказа.
Эльчин Аскеров, политолог из Баку и эксперт по религиозным вопросам, говорит, что действия власти в отношении Ибрагимоглу могут привести к отчуждению и радикализации значительного числа азербайджанских верующих. Он добавляет, что действия по изгнанию верующих из мечети «Джума» уже сегодня привели к сплочению мусульман в Азербайджане, включая консерваторов, которые ранее не одобряли методов Ибрагимоглу. Еще один эксперт, Тогрул Джуварлы, говорит, что конфликт может вполне привести к повышению политического и религиозного влияния Ибрагимоглу.
Правозащитные организации в Баку осудили использование властью силы для разрешения конфликта вокруг мечети «Джума». Такие действия «говорят об усилении полицейского режима в стране и серьезно угрожают демократии и правам человека», говорится в заявлении местных активистов правозащитного движения, опубликованном агентством «Туран».
По некоторым признакам, не одобряют действий правительства в отношении мечети «Джума» и Соединенные Штаты, главный сторонник администрации Алиева. 5 июля мечеть посетил посол США Рено Харниш, демонстративно выразив тем самым свою озабоченность последними событиями. Между тем конгрессмен Кристофер Смит, республиканец из Нью-Джерси и председатель Хельсинкской комиссии США, сделал 2 июля заявление, в котором подверг критике азербайджанские власти за использование «советских» методов. «Эти действия (по изгнанию верующих) представляют собой серьезное нарушение обязательств Азербайджана по соблюдению прав человека и наносят еще один удар по его международной репутации», – сказал в своем заявлении Смит.
Шахин Аббасов, Ильхам Рзаев