Предыдущая статья

Двуязычие? Нет, лицемерие!

Следующая статья
Поделиться
Оценка

Коллегия министерства просвещения ПМР обсудила ситуацию, связанную с функционированием в Приднестровье негосударственных румынских школ.

 

С докладом по этой чрезвычайно острой проблеме выступила первый заместитель министра Валентина Гелло. Она обратила внимание экспертов минпроса на "педагогику двойных стандартов в школах с румынским языком обучения".

Как отметила Валентина Гелло, "решение о переводе в конце 90-х годов ряда молдавских школ, расположенных на территории Приднестровья, под юрисдикцию РМ отражало политические пристрастия исключительно администрации этих школ". При этом полностью игнорировалась морально-этическая и педагогическая сторона дела. В результате того, что чиновники от образования решали личные вопросы, дети оказались заложниками политической игры.

Сегодня в этих школах детей обучают не столько общеобразовательным предметам, сколько лицемерию и двуличию. Содержание образования в школах с румынским языком обучения строго мононационально, что резко контрастирует с ситуацией в государственных школах Приднестровья, где образование последовательно политкультурно. Из-за такого перекоса такого затрудняется социализация личности, происходит ее дезадаптация. Ребенок, соприкасаясь с двумя диаметрально противоположными позициями, не понимает, какие ценности действительно значимы. Иными словами, такая школа, стоящая по отношению к нашей Республике на заведомо антигосударственных позициях, является, фактически, инструментом асоциального воспитания, своего рода гетто, резервацией, живущей замкнутой жизнью и пребывающей вне общества. Одновременно она является и резервуаром для накопления агрессии, направленной против нашей Республики.

Изучаемые школьниками румынский язык и литература, а также история румын способствуют формированию у них ценностных установок другого государства. Это, кстати, противоречит не только основным принципам образования в ПМР, но и Конституции самой Молдовы, провозгласившей своим государственным языком молдавский. По словам Валентины Гелло, постановка воспитательной работы среди учащихся осуществляется на основе идеи доминирования "титульной нации" ("румын") и неприятия приднестровской государственности. На бытовом уровне поощряются агрессивные националистические высказывания. Формируя негативное отношение к государству, на территории которого проживают дети, обучающиеся в румынских школах, учителя воспитывают в них неуважение к другим народам и правовой нигилизм.

Как отмечается в решении коллегии, в сложившейся ситуации министерство просвещения Приднестровья, защищая права детей на получение качественного образования, вынуждено будет принять меры к тому, чтобы деятельность румынских школ соответствовала законодательству республики. Все школы с румынским языком обучения в первую очередь должны получить лицензию на право образовательной деятельности.

В коллегии министерства просвещения принимали участие и эксперты Министерства иностранных дел ПМР. По результатам обсуждения МИД распространил заявление о ситуации вокруг румынских школ. В нем говорится:

"В последнее время отмечается значительный рост интереса со стороны иностранных государств и международных организаций к вопросу функционирования в Приднестровье школ с румынским языком обучения. Данное обстоятельство связано с активизацией кампании дезинформации и провокаций, в рамках которой руководство Республики Молдова сознательно нагнетает атмосферу противостояния вокруг указанных образовательных учреждений. Таким образом, официальный Кишинев пытается представить усилия органов власти Приднестровья по регистрации школ с преподаванием на румынском языке обучения исключительно стремлением закрыть данные учебные заведения из-за языка преподавания. При этом, юридический характер проблемы регистрации школ подменяется политическим.

Законодательство Приднестровской Молдавской Республики позволяет осуществлять преподавание на любом иностранном языке, в том числе и на румынском. Для организации такой деятельности требуется, в соответствии с общепринятой мировой практикой, юридическое оформление права ведения образовательного процесса. Приднестровская сторона своевременно ознакомила руководство указанных учебных заведений с данными условиями, выполнение которых позволяло школам легально продолжить свою деятельность. В итоге в 2001 году была достигнута соответствующая договоренность и начат процесс государственной регистрации, в частности, гимназии в с. Роги и средней школы N 12 в г. Рыбница. Однако процесс легализации был сорван министерством образования Республики Молдова, которое направило категорическое указание директорам школ прекратить любые действия, связанные с регистрацией. В результате, дети в очередной раз оказались заложниками политических амбиций молдавских властей.

Приднестровье осуждает искусственное нагнетание напряженности вокруг школ с румынским языком обучения и считает, что данный вопрос может и должен быть решен в соответствии с законодательством Приднестровской Молдавской Республики, в полной мере отвечающим общепринятым стандартам прав человека и нормам международного права".

 

Источник: «Днестровский курьер»