Предыдущая статья

Конфликт в Южной Осетии обостряется, а Грузия готовится к отправке войск в Ирак

Следующая статья
Поделиться
Оценка

Несколько дней назад на грузинской военной базе в Крцаниси военнослужащие 16 батальона были подняты на рассвете для отработки боевых действий в условиях пустыни. Для Грузии характерен гористый рельеф, однако действия в пустыне имеют смысл по той причине, что батальон готовится к отправке этой осенью в Ирак, после чего численность грузинских войск в Ираке достигнет примерно 500 человек.

В командном центре, небольшом двухэтажном здании на окраине обширной военной базы, за раскладными столиками сидели около десяти старших офицеров из грузинской 11-й воздушно-десантной бригады, которые переговаривались по рации с командирами подразделений и делали записи. Белые таблички на столах указывали на военные специальности офицеров – разведка, материально-техническое снабжение и связь. Из дальнего угла комнаты за действиями офицеров наблюдали двое инструкторов из морской пехоты ВМФ США.

Морские пехотинцы присутствовали на учениях в рамках программы военного содействия Грузии (GSA), которая является продолжением рассчитанной на три года программы «Обучение и оснащение». Соединенные Штаты принимают участие в осуществлении нескольких программ, целью которых является повышение боеготовности грузинских вооруженных сил, а также реформа министерства обороны Грузии. Полигоном в Крцаниси, где реализуется большинство этих программ, управляет Kellog, Brown and Root, частный военный подрядчик и дочерняя компания «Халлибертон».

Программа GSA состоит из ряда краткосрочных курсов – некоторыми из них руководят британские и американские военные инструкторы. Речь идет об обучении старших офицеров стратегии боя и проведению широкомасштабных операций. Кроме того, американские советники стремятся привить грузинским офицерам наступательные качества, которые помогут им перехватывать инициативу при выполнении любых военных операций. «Российская подготовка была не столь тщательной», – говорит капитан Константин Модзебадзе, один из участвующих в учениях грузинских офицеров. «Мы хотели бы знать, как действует морская пехота, и хотели бы взять эти знания с собой в Ирак».

В отличие от таких стран, как Япония и Нидерланды, военнослужащие которых выполняют в Ираке исключительно вспомогательные функции в качестве инженеров или медперсонала, грузинские солдаты будут участвовать в боевых действиях совместно с американскими подразделениями. Как ожидается, эти подразделения будут совместимы с войсками НАТО по своей подготовке и техническим средствам. Именно это и беспокоит соседей Грузии, пишет Eurasianet.

В Грузии появляется новая армия, формирование которой идет полным ходом, причем грузинское руководство стремится создать полностью боеспособные региональные вооруженные силы. Новый президент Грузии Михаил Саакашвили ясно дал понять, что намерен реформировать грузинскую армию и в конечном итоге, во многом назло России, присоединиться к НАТО.

26 мая, на военном параде по случаю Дня независимости, в присутствии стоявших рядом с ним Патриарха Грузинской православной церкви, видных политических деятелей и офицеров грузинской армии, Саакашвили произнес речь, говоря на осетинском, грузинском и русском языках. Впрочем, на всех этих языках речь шла об одном – воссоединении Грузии и возвращении сепаратистски настроенных регионов Южной Осетии и Абхазии под власть Тбилиси.

Джон Смок