Верховный муфтий Туркменистана не достоин быть верховным муфтием Туркменистана. Он недостойно работал и недостойно вел себя в быту. Эту «сенсационную» новость распространили накануне официальные средства массовой информации Туркменистана.
Скандал с отставкой, травлей и, наконец, арестом первого муфтия Туркменистана Насрулла ибн Ибадуллы (Ибадуллаева) запомнился многим. Пользовавшийся авторитетом среди соотечественников Ибадуллаев сначала перестал понимать, что вытворяет безбожник Ниязов, а вскоре потерял терпение и осмелился ему перечить. Ниязов этого муфтию не простил — объявил террористом, наркоманом, взяточником и взял под арест. Где сейчас находится Насрулла ибн Ибадулла, его дальнейшая судьба — неизвестна, пишет «Гундогар».
После исчезновения Ибадуллаева должность верховного муфтия Туркменистана и по совместительству руководителя президентского Совета по делам религии занял 35-летний марыйский имам Какагельды Вепаев. «Такое решение по предложению Сапармурата Ниязова принял накануне муфтият республики», — писали газеты. На самом деле «муфтият республики» никакого решения не принимал, потому что никакого муфтията в Туркменистане нет. Есть два десятка «дежурных» аксакалов, которых по необходимости сажают перед телекамерами изображать то духовных лиц, то народных депутатов.
Статья 8 Закона Туркменистана «О свободе вероисповедания и религиозных организациях» гласит: «Руководителями религиозных организаций могут быть граждане Туркменистана, имеющие высшее духовное образование». У Какагельды Вепаева нет ни высшего, ни среднего, ни начального духовного образования. «Богословом» он стал, только благодаря знанию арабского языка.
Так уж повелось, что любой, кто способен хоть что-нибудь прочитать по-арабски, считается у туркмен большим знатоком ислама. Вреда от этого нет. Туркмены в мечети не ходят, молиться предпочитают поодиночке, дома и на родном языке. А вот, когда собираются гости — на свадьбу, суннет-той (праздник обрезания), поминки или просто на большой праздничный обед, принято приглашать в дом муллу. Обычно зовут тех, кто постарше возрастом, — сажают во главе стола и слушают суры из Корана. На прощание мулле в платочек заворачивают немного денег (до 200.000 манатов) и обязательно подвозят домой на машине. Такова традиция. Иные старики других заработков не имеют, так и кормятся. Города и села в Туркменистане маленькие, все друг друга знают. Этот мулла хорошо «читает», тот — хуже… Какагельды Вепаеву повезло — он «понравился» самому главному туркмену.
После назначения на высокий духовный и государственный пост Туркменбаши лично напутствовал нового главу мусульман: «Если сможешь устоять перед деньгами, женщинами, спиртными напитками, подношениями и благотворительными пожертвованиями многочисленных зарубежных организаций, то твои дела пойдут в гору».
Какагельды Вепаев «в гору» рванул круто. В центральной туркменской печати начали регулярно появляться подписанные верховным муфтием панегирики Ниязову, изобилующие истеричными лозунгами — «Да здравствует вечно нейтральный Туркменистан, созданный гением нашего любимого великого вождя! Ура!»
По личному распоряжению Вепаева, наряды полиции совершали налеты на квартиры, где собирались представители религиозных меньшинств, жгли иконы, книги и журналы, избивали стариков, издевались над женщинами и детьми. Таким нехитрым образом муфтий боролся за повсеместное исполнение закона, в нарушение которого он был назначен на высокий пост и название которого так ласкает слух американских политиков — «О свободе вероисповедания…».
На любой торжественной или траурной церемонии с участием Ниязова Какагельды Вепаев стоял рядом с вождем. Вождь пыхтел коньячным перегаром из-под белой норковой шапки и эффектно воздевал к небу руки, унизанные перстнями размером с собачью конуру, а муфтий, смиренно сложив ладони «лодочкой», бормотал арабские слова, довершая картину «абсолютной духовности».
Увы, как говорится, музыка играла недолго — всего 1 год и 8 месяцев. Страсть Вепаева к огненным напиткам и нетребовательным барышням оказалась сильнее страха перед «пророком третьего тысячелетия». Как результат — короткое сообщение в прессе: «Постановлением собрания членов правления Муфтията Туркменистана Вепаев Какагельды за серьезные недостатки в проведении религиозной работы и недостойное поведение в быту освобожден от должности муфтия Туркменистана без предоставления другой работы». Все тот же виртуальный муфтият вышвырнул Вепаева из уютного кабинета на улицу. Загреметь под стражу для него в сложившейся ситуации — не самый худший вариант. Слишком много врагов нажил, пока был «наверху».
Место Какагельды Вепаева решением Ниязова уже занял лебапский имам Ровшан Аллабердыев. Исходные данные те же: 10 арабских фраз, отсутствие специального образования и отменный аппетит. Духовность «по-ниязовски» продолжается.
Арслан Мамедов