Предыдущая статья

Беслан вновь заставил мир заговорить о Чечне.

Следующая статья
Поделиться
Оценка

После трагедии в Беслане мировая общественность вновь заговорила о чеченской проблеме. Мнения политиков разделились. Одни, в том числе и российский президент Владимир Путин, считают, что любые диалоги с террористами исключены, другие настроены более лояльно и не отвергают такой возможности.
Госдепартамент США в очередной раз заявил о необходимости поиска политического решения конфликта в Чечне.

"В конечном итоге необходимо политическое решение. Мы должны вести поиск того, как создать такую возможность", - заявил официальный представитель госдепартамента США Ричард Баучер во вторник в Вашингтоне, добавив, что основополагающая точка зрения США остается прежней. Баучер подчеркнул, что оценки США и России в отношении ряда представителей чеченских сепаратистов остаются различными.

Канцлер ФРГ Герхард Шредер, выступая в среду в бундестаге, категорично заявил, что с террористами не может быть переговоров по проблеме Чечни. "В Чечне должно быть найдено политическое решение, - сказал глава германского правительства, - но те, кто делает детей жертвами террора, не могут быть партнерами переговоров по поиску политических решений". Кроме того, в ходе конфликта, по мнению Шредера, "не должна ставиться под вопрос территориальная целостность России".

В свою очередь Франция не отвергает возможности переговоров с террористами, заявил в эфире радиостанции "Эхо Москвы" Чрезвычайный и Полномочный Посол Франции в РФ Жан Каде. "Мы знаем по своему опыту, что перед лицом терроризма нельзя проявлять свою слабость, - отметил он. - Но каждый случай необходимо рассматривать отдельно, и есть случаи, когда мы ведем переговоры, налаживаем контакты, ищем возможность освободить заложников". Вместе с тем, по словам посла, "бывали случаи, когда приходилось применять силу".

"Мы никогда не проявляем слабости перед террористами, потому что это, в конце концов, имеет больше негативных последствий, чем позитивных, - заключил Каде. - Там, где это возможно, тогда, когда это возможно, мы следуем этой линии, и опыт показал, что мы можем это делать".

Британская газета The Times пишет, что бесстрастный вопрос со стороны Евросоюза о том, почему произошла эта трагедия, вызвал гневную реакцию Москвы. То, что Россию шокирует любая реакция, отличная от чистого сострадания, совершенно понятно. Это не просто избыток эмоций на волне трагедии.

Евросоюз, да и США, годами позволяли Путину делать в Чечне все, что угодно, и практически никак на это не реагировали. Теперь ему дали понять, что эта политика больше не приветствуется и об этом будет громко заявлено.
Почему? Первая в ряду причин - вступление в ЕС 10 новых стран Восточной Европы, большинство из которых в прошлом входили в социалистический блок, до сих пор сохранив мрачные воспоминания об имперских замашках России. Сейчас они настояли, чтобы Европа высказала позицию по Чечне, причем критическую позицию.
Это вновь поворачивает Европу в противоположном Вашингтону направлении. США сейчас могут попытаться убедить Россию занять более четкую позицию по Ирану и на других фронтах под лозунгом войны с террором. Но в Чечне, судя по всему, Америка считает жесткую тактику Путина вполне приемлемой.

Скандал разразился, когда министр иностранных дел Голландии Бернар Бот, чья страна сейчас председательствует в Европарламенте, сказал, что в ЕС "хотели бы, чтобы российские власти объяснили, как они допустили эту трагедию". Российский МИД назвал это заявление "кощунственным" и глубоко оскорбительным. Теперь Бот говорит, что его неправильно поняли, и пытается навести мосты. Но его высказывание противоречит снисходительным настроениям в США и соответствует позиции ЕС.

Отношения Путина с Бушем начинались исключительно хорошо: Буш в свое время объявил, что заглянул в глаза Путина, понял его душу и думает, что это - начало очень конструктивных отношений. Он ошибался. Отношения стали ухудшаться день ото дня, когда новая администрация решила наказать Россию за связи с Ираном, Северной Кореей и другими недружественными США режимами. Но Чечня практически не входила в круг обвинений, которые администрация Буша предъявляла Путину.

Европейская позиция отличалась сложностью, в ней были нюансы. Но основная линия была достаточно проста: лидеры основных европейских государств дали Путину понять, что не будут досаждать ему в связи с Чечней.

Сейчас, со вступлением в ЕС новых членов, это уютное положение разрушилось. Даже, несмотря на то, что и Россия, и ЕС утверждают, что этот небольшой конфликт улажен, дело не может на этом закончиться. Ведь за последние пять месяцев в ЕС произошли радикальные изменения, коснувшиеся не в последнюю очередь отношения к России. Между тем в Москве вновь зазвучали воинственные заявления. "Вооруженные силы РФ будут принимать превентивные меры для уничтожения террористов в любой точке мира". Об этом заявил в среду журналистам начальник генерального штаба вооруженных сил России Юрий Балуевский. "Мы будем принимать все необходимые меры и действия для ликвидации всех банд и ячеек террористов", - сообщил Юрий Балуевский. Он пояснил, что "это будут те формы воздействия, которые будет диктовать обстановка".
"Что касается нанесения превентивных ударов по базам террористов, то мы будем принимать все действия, чтобы ликвидировать базы террористов в любом регионе мира. Однако это не значит, что мы будем наносить ядерные удары", - заявил он в среду журналистам в Москве.

Юрий Балуевский отметил, что выбор "средств поражения будет определять конкретная ситуация в том или ином регионе". "Военные меры - крайнее средство для борьбы с терроризмом", - отметил он. Кроме того, по словам начальника генерального штаба, эффективная работа, направленная на борьбу с террористами, может быть достигнута только совместными усилиями, а военные меры - это крайнее средство, сообщает "Интерфакс".
"Я думаю, что новое - это хорошо забытое старое. Борьба с террором имеет большую историю. Сегодняшний терроризм изменился качественно и превратился из террористов-одиночек в террористические группировки", - отметил Балуевский.

Также он подчеркнул, что в ходе переговоров с верховным главнокомандующим Объединенными вооруженными силами НАТО в Европе Джеймсом Джоунсом стороны обсудили вопросы об оперативном обмене информацией по всем структурам и ячейкам террористов, оперативном реагировании, вопросам оперативной совместимости и все вопросы, касающиеся подготовки подразделений для борьбы с терроризмом.
Силовые ведомства своими заявлениями пытаются успокоить общественность после трагедии в Беслане, заявил в эфире радиостанции "Эхо Москвы" глава фракции "Родина" в Госдуме Дмитрий Рогозин.

Он отметил, что российской армии ничто не мешало "раньше наносить удары по тем базам боевиков, которые обнаружены, на которых готовится нападение на Российскую Федерацию". По словам депутата, "неоднократные попытки объяснить российскому руководству, что на нашей стороне не только конституция и международное право, но еще и прецедентное поведение других государств, были бесполезны и никогда не учитывались".
По мнению Рогозина, "пока все идет к тому, что каждое ведомство предпринимает спонтанные шаги, пытаясь откликнуться на резкое ухудшение политической ситуации в стране". "Сколько еще надо погубить детей и взрослых граждан России для того, чтобы наши ведомства стали не заявлять такие вещи, а выработали полноценную политику безопасности применительно к Кавказу и другим регионам? - добавил Рогозин. - Пока я не вижу целостного взгляда".

По его мнению, даже до проведения расследования теракта в Беслане "есть достаточно оснований для того, чтобы говорить о некомпетентности людей, которые занимаются безопасностью, и требовать их отставки".

Генерал-полковник Леонид Ивашов, вице-президент академии геополитических проблем, который ранее возглавлял Главное управление международного военного сотрудничества минобороны России, назвал заявление начальника генштаба Балуевского "очередным пустым блефом".

Как заявил в эфире радиостанции "Эхо Москвы" Леонид Ивашов, "чтобы планировать удары, нужно знать объект, то есть базу террористов, координаты, а мы уже десять лет на своей территории не можем уточнить координаты местоположения штабов Басаева и Масхадова".
"Необходимо подумать о международных политических последствиях подобного рода заявлений, - добавил он. - Что значит, планировать какие-то удары по чужой территории? Что будет критерием, что именно там находятся террористы?"

Кроме того, по мнению Ивашова, встает вопрос: "Чем наносить эти удары? Теми парками нескольких устаревших типов самолетов и имеющихся там советских ракет и теми неподготовленными экипажами?"

Страну "надо сначала защищать изнутри, на границах, через которые проникают и боевики, и оружие, и финансы - вот на чем нужно сосредоточиться, а не запугивать мир дальними ударами по чужим территориям", убежден Ивашов.

По его мнению, Россия не должна "следовать в русле стратегии США, стратегии превентивных ударов, которые только провоцируют терроризм, поощряют его, расширяют его масштабы и разрушают нормы отношений между государствами".

«Зеркало»