Предыдущая статья

Между Кантом и Манасом

Следующая статья
Поделиться
Оценка

Впервые официальные власти Кыргызстана заговорили об армии страны после вторжения боевиков в южные пределы страны в конце 1990-х годов. Тогда же, первые лица страны «узнали», что у них есть армия. До сего момента вооруженные силы, как часть государства и одна из составляющих ее суверенитета даже не рассматривалось. Зачем нам армия, если мы собираемся со всеми дружить?
Но, к сожалению, даже эта история в Баткене не стала серьезным толчком для реформ в армии страны. Несмотря, на наличие военной доктрины.
Согласно, военной доктрине принятой еще во времена экс-президента Аскара Акаева к 2010 году Вооруженные силы Кыргызстана должны перейти на профессиональную основу. Предполагается, что основу будущей армии Кыргызстана будут составлять компактные и мобильные подразделения, необходимые для обеспечения безопасности страны и способные быстро реагировать на возможные угрозы. Тогда же, экс-министр обороны Эсен Топоев заявлял, что в состав будущих Вооруженных сил войдут силы охраны государственной границы, силы немедленного реагирования, силы немедленного развертывания и силы общего назначения. Данные подразделения почти полностью должны будут сформированы из солдат сверхсрочников или контрактников. Затраты на переход к профессиональной армии составят приблизительно 1,5–2 % к объему ВВП в год, по расчетам бывшего главы министерства обороны Кыргызстана.
Вообще, вопрос финансирования армии самый больной. Администрация президента в своем пресс-релизе пишет: «Президент заявил, что государство должно оказывать максимальную поддержку своей армии, и что со следующего года эта поддержка со стороны государства будет гораздо больше». Больше на сколько, и сколько это составит в итоге, в администрации главы государства не уточняют.
Пока, официальные власти думают «на сколько и как» помогать собственной армии министерство обороны Турции решило предоставить Вооруженным силам Кыргызстана военно-техническую помощь в размере около миллиона долларов. Помощь будет оказана как материальными ресурсами, так и услугами. С 1999 года турецкое правительство оказало армии Кыргызстана помощь в размере пяти миллионов долларов. По-разному оценивается и численность кыргызстанской армии. На сегодняшний день известно, что она составляет 12 тыс. человек. По другим данным, численность армии составляет около семи тысяч человек. В 2001 году основу Вооруженных сил страны составили Койташская и Ошская бригады, которые достались в наследство Кыргыстану после распада СССР от Среднеазиатского военного округа, в которой входили все пять стран Центральной Азии. Что сегодня составляет армию страны известно одному Богу.
По словам военного обозревателя Александра Кима у армии Кыргызстана боевой авиации нет. Военные операции на юге республики в 1999–2001 годах обслуживали два военно-транспортных самолета, один учебно-тренировочный Л-39, и четыре вертолета.
Неудивительно, что сегодняшняя армия Кыргызстана напоминает лоскутное одеяло. Смешно когда видишь на улицах городов солдат в самой разнообразной военной форме, которые достались им от гуманитарной помощи из стран-членов НАТО. Кто-то из солдат в турецкой военной форме, кто-то щеголяет в германской. Не говоря уже, о военном оборудовании, вооружении.
Ну, посудите сами. Китайская армия дарит несколько автобусов и автомашин. Франция дарит помощь (какую, официальные власти не уточняют) на общую сумму свыше полумиллиона долларов. Венгрия дарит свое старое военное оборудование, оставшееся от советского наследства. Список можно продолжить. Такое ощущение, что армию страны пустили на паперть просить милостыню. Хотя может быть так оно и есть. Примечательно, но факт, мало кем оспоримый, что сегодня в армии Кыргызстана преимущественно, если не подавляющее большинство призывников кыргызской и русской национальностей. Источники в военных кругах подтверждают, что среди солдат почти нет представителей дунганской, корейской национальностей и очень мало молодых парней узбеков и уйгуров. В отношении призывников дунганской национальности даже спущено специальное распоряжение. Можно сказать, что армия страны четко сформирована за счет сельской молодежи кыргызской национальности, и частично русской за счет русскоязычного населения на севере страны.
Если с национальным составом армии власти пока не знают что делать, то с уровнем образования у будущих призывников военные решили бороться по-своему. Новый глава министерства обороны Кыргызстана Исмаил Исаков издал приказ, согласно которому в армию теперь будут призывать в 20 лет и с высшим образованием, а не с 18-ти, как было до этого. Исаков подчеркнул, что по сравнению с 2005 годом, «число военнослужащих срочной службы с высшим образованием поднялось до 5%, а количество призывников старше 20 лет выросло на 22%».
«У нас нет проблем с призывом. Из 17 юношей в армию попадает лишь один», — заявил Исаков. Он отметил, что отсутствие дефицита призывников позволило сократить срочную службу до одного года. При этом подчеркнул глава министерства обороны, для наиболее плодотворного усвоения воинских специальностей солдаты срочной службы освобождаются от части хозяйственных работ. Так, например, работы в армейских столовых выполняют гражданские служащие. Еще, одним нововведением в кыргызстанской армии с 2006 году стал годичный срок службы. Пожалуй, это единственное новшество, что было за эти годы.
И, наверное, главная головная проблема у военных Кыргызстана к кому примкнуть. К американцам или же к россиянам. Образно говоря, армия Кыргызстана живет между Кантом, где расположена российская военная база и Манасом, где расположились американцы. Время от времени, друзья-товарищи просят определиться, кто главней и нужней. Вот, в рамках Организации договора о коллективной безопасности предлагают создать в 2007 году объединенную группировку войск Центральной Азии. Получается, что воссоздается Среднеазиатский военный круг. Кыргызстан пока определяется с процедурными вопросами. Что за этим скрывается, никто не знает.
Пока же, кыргызстанская армия живет скандалами. Первый случился в конце мая этого года, когда глава министерства обороны Кыргызстана Исаков решил организовать военный парад на центральной площади столицы, в то время как оппозиция официально заявляла о своем намерении в этот день провести там митинг. Причем, сам министр ранее стоял в одном ряду с нынешними оппозиционерами в парламенте страны. Тогда президент принял соломоново решение, посоветовав военным помаршировать до десяти утра. Второй скандал был уже с мордобоем. Военные страны никак не могли поделить имущество, точнее, часть здания парламента, что привело к столкновению между службой охраны парламента и военными. Позже, вице-спикер парламента объявил, что глава военного ведомства страны «имеет на него зуб». Военные страны занимаются чем угодно, только не своими прямыми обязанностями заявляли тогда парламентарии, комментируя данный инцидент.

Дамир Усенбаев, Бишкек