Алжирское законодательство в топливно-энергетической сфере

Алжирское законодательство в топливно-энергетической сфере

Алжирское законодательство в топливно-энергетической сфере

В настоящее время Алжир активно развивает отношения в нефтегазовой отрасли с другими странами. Одним из приоритетов курса вновь избранного президента А. Бутефлики является укрепление отношений с США, которые, в свою очередь, усиленно закрепляются в алжирском нефтегазовом комплексе (НГК).
Ведущие позиции в НГК государства занимают такие американские компании, как «Анадарко», «Мобил», «Амоко», «Филипс», «Лэндэ». В последние годы инвестиции американских нефтяных компаний в Алжире достигали полумиллиарда долларов ежегодно, а численность американских специалистов, работающих на алжирских нефтегазовых промыслах, постоянно увеличивается.
Стоит напомнить, что алжирская нефть по своему качеству считается одной из лучших в мире.
По данным алжирской государственной компании «Сонатрак», являющейся монополистом в разведке, добыче, транспортировке, переработке и экспорте нефти, газа и продуктов их переработки, разведанные запасы углеводородов на территории Алжира составляют в нефтяном эквиваленте 120 млрд. барр., извлекаемые запасы – 39 млрд. барр., в том числе природного газа – около 20 млрд. барр.
Согласно Конституции Алжира, все недра страны принадлежат народу. В действительности ими распоряжается правительство через государственную компанию «Сонатрак». По соглашению с «Сонатрак» несколько американских компаний приступили к разработке нефтегазоносных площадей Рурд-Багль, близ крупнейших алжирских месторождений Хасси-Мессауд на юге страны.
Российско-алжирское сотрудничество наиболее широко развивается в нефтегазовой отрасли. Работать в Алжире уже изъявили желание «Газпром», «Лукойл», «Роснефть», «Стройтрансгаз», «Союзнефтегаз».
На сегодняшний день наиболее широко на алжирском рынке представлены «Роснефть» и Стойтрансгаз», являющиеся партнерами «Газпрома». Представители «Роснефти» входят в состав рабочих групп, занятых реализацией конкретных российско-алжирских проектов. Рабочие группы встречаются два раза в год, попеременно в Москве и Алжире.
Стоит напомнить, что в 2001 г. альянс «Роснефти» и «Стройтрансгаза» выиграл тендер на разведку, разработку и добычу углеводородов на территории блока «245-Юг» (на юге Алжира недалеко от ливийской границы). Российские компании создали для освоения этого проекта совместное предприятие «Роснефть-Стройтрансгаз Лимитед» (РН-СТГ). В мае 2001 г. между РН-СТТ и «Сонатрак», выступающей от лица правительства Алжира, был подписан контракт на условиях соглашения о разделе продукции (СРП) на освоение блока «245-Юг». Извлекаемые запасы блока оцениваются в 47 млн. т. нефти, общая стоимость проекта - 1,03 млрд. долл.
В сентябре 2005 года российские компании «Лукойл и «Союзнефтегаз» участвовали в тендере по разработке новых алжирских месторождений. По словам президента компании «Лукойл Оверсиз» (оператора международных добывающих проектов «Лукойла») А.Кузяева, ОАО «Лукойл» поставил задачу сосредоточить к 2013 году на Ближнем Востоке 25% своих международных проектов. Алжир в этих планах занимает одно из первых мест.
В то же время «Лукойл», «Газпром» и «Сонатрак» подтвердили свою заинтересованность в создании совместных проектов по разработке углеводородных месторождений на территории России. В таких проектах могут участвовать и частные алжирские инвесторы. В Алжире за последние 10-12 лет сформировался слой крупных предпринимателей, стремящихся инвестировать средства за рубежом.
21 ноября 2006 года алжирские власти объявил о начале строительства транссредиземноморского газопровода «Медгаз», который должен связать месторождение Хасси-Рмель с испанским городом Альмерия. Газовая «труба» протяженностью 1050 км, из которых 550 км пройдут по территории Алжира, должна войти в строй в 2009 году. Строительство «Медгаз» ведет консорциум с участием алжирской компании «Сонатрак», испанских «Сепса», «Эндеса», «Ибердрола», французской GDF и британской «Бритиш петролиум».
Стоит отметить, что заметное в последнее время увеличение притока инвестиций в нефтегазовый сектор Алжира обусловлено, помимо прочего, финансовой поддержкой существующего в стране режима со стороны МВФ и ведущих финансовых институтов Запада, предоставивших Алжиру отсрочки в погашении госдолга и новые стабилизационные кредиты.
Иностранные нефтяные компании полагают, что их интересы существенно не пострадают, даже если ухудшится внутриполитическая обстановка, так как нефтегазовый сектор является единственной отраслью, обеспечивающей рост экономики и валютные поступления.
В 80-90 гг. прошлого века были приняты закон об углеводородах и дополнения к нему, допускающие участие иностранных компаний в поиске и разведке энергоресурсов в Алжире, что создало правовую базу для широкого развития предпринимательства в нефтегазовом секторе.
Иностранные нефтегазовые компании смогли в ассоциации с любым алжирским предприятием получить право на эксплуатацию углеводородных месторождений, открытых в результате совместных геологоразведочных работ, после оплаты стоимости аренды и налогов.
Если совместное предприятие (СП) берет в эксплуатацию открытое ранее месторождение для повышения извлекаемости добычи нефти, то иностранный участник должен для получения права на разработку возместить часть затрат, которые были уже произведены на геологоразведочные работы.
Законодательством предусматривается предварительная продажа иностранным нефтяным компаниям части углеводородов, которые могут быть открыты на исследуемой площади. Могут заключаться контракты на разведочные работы на условиях риска и раздела продукции, где иностранный партнер имеет право на часть открытых запасов углеводородов в качестве компенсации затрат на их поиск.
Закон об углеводородах 2006 года
Активной деятельности соинвесторов в Алжире юридически способствует закон об углеводородах. Положения этого документа заработали в полную силу с января 2006 года, когда были сформированы две новые структуры — Alnaft и HRA (Управление регулирования нефтегазовой промышленности).
В компетенцию первой вошли вопросы лицензирования, проведения тендеров и подписания контрактов, одобрения планов на геологоразведку и разработку месторождений, а также сбор различного рода налогов.
На вторую были возложены регулятивные функции и обязанности по выдаче разрешений на строительство и эксплуатацию трубопроводов и объектов сектора downstream (это та часть производства, которая начинается от получения исходного сырья).
1 августа 2006 г. в закон об углеводородах были внесены значительные поправки, что обеспокоило руководство иностранных нефтяных компаний, осуществляющих бизнес в Алжире. В число наиболее пострадавших от действий властей попали испанские Cepsa и Gas Natural SDG, а также испано-аргентинская Repsol YPF.
Согласно принятым поправкам, доля государственной «Сонатрак» во всех проектах по геологоразведке и разработке месторождений углеводородов должна составлять не менее 51%, в то время как ранее она находилась в диапазоне от 20 до 30%. До 51% должна быть увеличена также доля госкомпании в концессиях, обеспечивающих транспортировку нефти и газа по трубопроводам.
Кроме того, по решению властей страны иностранным компаниям теперь придется выплачивать налог в размере от 5 до 50%, в случае если стоимость нефти марки Brent на мировом рынке превышает 30 долл. за баррель.
В заключение отметим следующее. Алжир заинтересован в поступлении иностранных инвестиций в нефтегазовую отрасль страны. По словам сопредседателя российско-алжирского делового совета с алжирской стороны К.Абдельрахима, специальное алжирское законодательство об углеводородах позволяет говорить о достаточной открытости этой отрасли для того, чтобы российские компании смогли принимать участие в разведке и разработке месторождений нефти и газа, а также в транспортировке сырья.
К этому остается добавить, что потенциальным российским инвесторам следует действовать крайне четко и оперативно, ведь «охотников» за алжирскими энергоресурсами предостаточно.

Э.О.Касаев

Оценить статью
(0)